Найти тему
Море, люди, корабли.

Летающий британский "Морж". Британский катапультный самолет противолодочной обороны, он же корректировщик, разведчик, спасатель - "Уолрэс"

#втораямировая #британскийфлот #Supermarineу #летающаялодка

К началу 30-х годов 20 века британское Адмиралтейство оказалось перед фактом отсутствия у флота современного самолета разведчика стартующего с катапульты. К этому времени наличие самолета стартующего с катапульты для крупных артиллерийских кораблей становится нормой. В перечень задач корабельного самолета входила разведка, корректировка стрельбы и противолодочная оборона. Радары в тот период, не смотря на их активное развитие, не пользовались у военных моряков доверием, глаза в небе были более информативны. Стоит отметить, что с авиацией корабельного базирования у Британии в то время все было не очень хорошо, что с палубными самолетами, что с катапультными. Но в конкретно описываемом случае, британские адмиралы узрели уже практически доведенный до ума образец - самолет фирмы "Виккерс", под именем "Чайка", по английски "Сигалл", который заказали для своих боевых кораблей австралийцы. С самолетом была решена основная проблема - старт с катапульты, а мореходные качества были на высоком уровне, самолет без особых проблем садился и взлетал при значительном волнении. Определенные недоделки и слабые места присутствовали, но они быстро и не особо затратно допиливались. Мнение о самолете облетавших его морских военных летчиков было строго положительное, а потому Адмиралтейство тянуть не стало и заказало партию из 12 самолетов.

Творчество авторов, исходники из свободных
Творчество авторов, исходники из свободных

Не совсем понятно чем не угодило военным название самолета, но вместе с заказом они сменили его на "Морж", что то от моржа и правда наблюдается во внешности машины, а также выдвинули дополнительные требования. Среди требований первым было уменьшение размаха крыльев, они в имевшиеся ангары не пролезали. Поскольку уменьшение размаха неминуемо сказалось бы на летных качествах не в лучшую сторону, было решено сделать крылья складными, пришлось добавить пару межкрыльевых стоек. Для дальних перелетов на "Моржа" поставили автопилот, увеличили остекление для улучшения обзора. Официально первый серийный "Морж" совершил свой первый полет 18 марта 1936 года, стоит отметить то обстоятельство, что на тот момент "Морж" был единственным аппаратом среди самолетов ВМС Британии с полностью закрытой кабиной. Старомодная бипланная схема лордов Адмиралтейства нисколько не смущала, поскольку лучший на тот момент палубный торпедоносец"Рыба-Меч", по английски "Суордфиш " также был бипланом , более того его кабины не были закрытыми. Более чем странная политика руководства флота страны в которой создавались современные скоростные монопланы с полностью закрытыми кабинами, ну у британских моряков были свои причуды.

Заполучив "Моржа" британское морское командование решило использовать его на всю катушку. Самолету приделали четыре бомбодержателя под нижнее крыло для атак подводных лодок и малых надводных кораблей. Обороняться "Морж" мог с двух точек в носу и по центру фюзеляжа стояли пулеметы калибром 7,7 миллиметра. Также "Уолреса" планировали использовать в спасательных операциях.

На начало Второй Мировой "Моржи" имелись на 30 кораблях Британского флота. С началом войны часть "Моржей" использовали для активного патрулирования прибрежной зоны Британии, в основном с целью обнаружения и атак немецких подводных лодок. Первым применением по прямому назначению стала операция по поиску германского рейдера "Адмирал граф Шпее". Именно "Моржи" застукали до того неуловимый германский тяжелый крейсер, но встреча прошла для "Моржей" не совсем удачно. Что что а зенитная артиллерия "Адмирал граф Шпее" была на уровне сумев отперфорировать троих "Моржей" так, что один из них, с тяжелого крейсера "Саффолк" не вернулся, без вести пропав в океанских просторах, а двое с крейсера "Эксетер", едва дотянули обратно, будучи серьезно повреждены.

Следующей значимой операцией для "Моржей" стала Норвежская в 1940 году. Тогда они использовались несколько в несвойственном им качестве легких ночных бомбардировщиков. Разгром в Дюнкерке заставил применять "Моржей" как спасателей. Спасать надо было экипажи и пассажиров уничтожаемых немецкими бомбардировщиками судов и кораблей проводивших эвакуацию британских войск. С задачей "Моржи" справились успешно, насколько это было возможно в сложившихся условиях сумев спасти немалое число человеческих жизней.

Уже в начале войны всплыла порочность самой идеи катапультных самолетов в целом и "Моржа" в частности. Если старт с катапульты никак ни сковывал движение и маневренность корабля носителя, то вот для подбора севшего самолета с воды требовалась полная остановка, как минимум на пол часа. Находившиеся под угрозой обстрела, или атаки с воздуха корабли такой роскоши себе никак позволить не могли, а потому встал вопрос о переносе базирования "Моржей" на авианосцы, или береговые базы. Понимая, что технические характеристики улучшить невозможно, а те что есть не выдерживают тех вызовов, которые предъявляет война, командование с самого начала войны задумывалось о переоснащении морской авиации более современными гидросамолетами, такими как «Каталины» и «Сандерленды», особенно для противолодочной обороны. Но пока их количество было не значительным, борьба с подлодками легла на экипажи "Моржей".

Успели "Моржи" отличиться и в 1941 году, им удалось весьма серьезно сократить число германских кораблей снабжения. Именно "Моржи" с крейсера "Лондон" заставили самоутопиться транспорт снабжения подводных лодок «Эссо Гамбург» и танкер «Эгерланд». А "Моржи" крейсера "Шеффилд" отыскали и навели свой корабль носитель на танкер «Фридрих Бреме» обслуживавший германский линкор "Бисмарк", по итогу танкер "Шеффилд" потопил.

Год 1942 стал годом, когда устаревший "Морж" был отправлен на вторые роли, а в 1943 его производство прекратили. К концу 1943 года многие крейсера лишились катапульт, военные моряки освоили и стали доверять радарам, что делало присутствие катапультных самолетов анахронизмом. Хотя на небольшом количестве кораблей "Моржи" прослужили до конца войны.

В заключительный период войны основной сферой применения "Моржей" стали спасательные операции, спасал они в основном экипажи сбитых бомбардировщиков возвращавшихся с бомбежек Германии. А по окончании войны некоторые "Моржи" использовались как разведчики в китобойных флотилиях Англии, ну для спасательных операций.

В целом самолетик вышел интересный, с весьма недурными мореходными данными, а вот данные летные были так сказать не очень, как и оборонительные способности. Для вражеских палубных и сухопутных истребителей "Морж" был легкой добычей. Именно этот момент обусловил то, что "Моржей" перевели на вспомогательные задачи, чтобы исключить саму возможность встречи их с вражескими истребителями.