Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Царские морские офицеры, самоубийством защитившие свою честь

Был когда-то такой обычай, нынче и представить себе подобное невозможно. Обычно причиной была невозможность возместить утраченные казённые деньги, хотя случались и другие варианты. Будем справедливыми - и в те времена существовали расхитители, пойманные на горячем, но и не подумавшие своей кровью смыть бесчестие. Но что о них вспоминать?

"Витязь" был первым российским цельнометаллическим бронепалубным корветом, позже переклассифицированным в крейсер, а его первым командиром стал не кто иной, как С.О. Макаров. Корабль вошёл в строй в 1884 году

Надо заметить, что в те времена, впрочем, как и раньше, географическими и океанографическими исследованиями занимались в основном военные корабли. Но объём исследований, проведённых "Витязем" при переходе с Балтики на Тихий океан был таков, что его имя стоит в ряду 10 самых прославленных в этой области науки кораблей мира, чьи названия указаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако. Единственное русское.

Но и на Дальнем Востоке Макаров продолжил исследования Японского моря и Охотского вплоть до Камчатки. Корабль вернулся в Петербург через 3 года, осуществив кругосветное путешествие.

Осенью 1891 года он снова отправился на Дальний Восток с новой командой и новым командиром - капитаном 1 ранга Сергеем Аполлинариевичем Зариным

-2

Сын героического контр-адмирала Аполлинария Александровича Зарина, руководившего всей артиллерией Северной стороны Севастополя в Крымскую войну, был блестящим морским офицером. Командуя парусно-винтовым клипером "Наездник" с 1886 по 1890 год, он совершил аналогичное кругосветное путешествие, также занимаясь научными исследованиями. Был командиром императорской яхты "Царевна".

20 мая 1893 года "Витязь", направляясь в порт Лазарев на востоке Корейского полуострова (теперь Вонсан), сел на камни. Все попытки сойти своими силами не удались. Была организована спасательная операция силами флота, она длилась около месяца и возможно, увенчалась бы успехом, но начавшиеся шторма добили корабль.

-3

Дело разбиралось Кронштадтским военно-морским судом. Против командира было выдвинуто 3 пункта обвинения и его признали виновным по второму: 2. Виновен ли капитан 1 ранга Зарин в том, что следуя вышеупомянутым проливом, он не шел самым малым ходом, не имел впереди крейсера паровой шлюпки для показания глубин и держался не середины пролива, т.е. не наибольших проставленных на карте глубин, чем вызвал постановку крейсера на камни, имевшую последствием гибель крейсера?

31 января 1894 года судебную резолюцию представили императору Александру III, который утвердил ее без изменений.

Чем занимался Зарин до августа 1894 года, когда он застрелился в гостиничном номере в Тифлисе, я не нашёл. В разных источниках упоминается, что он сильно переживал гибель вверенного ему корабля.

Ещё пишут, что таким образом он снял с себя и своей семьи необходимость выплачивать нанесённый убыток. На самом деле этот убыток был окончательно подсчитан только к 1897 году. По закону средства должны были высчитываться с пенсии, назначенной вдове. Однако выплата начисленной с точностью до полкопейки суммы убытка в 1 525 777 руб. 21 1/2 коп. была явно нереальной. В итоговом документе говорилось:

Принимая во внимание, что вдова Зарина не имеет никаких средств, кроме получаемой ею пенсии, на которую существует с двумя малолетними детьми, и имея в виду значительность убытка, обусловливающего невозможность его пополнения вычетами из пенсии Зариной, всеподданнейше испрашиваю Высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение на освобождение вдовы капитана 1 ранга Зариной от ответственности за убытки казны от гибели крейсера I ранга "Витязь".

На подлиннике этого доклада генерал-адмирал великий князь Алексей наложил резолюцию: "Высочайше соизволено".

*****

Что погубило не менее блестящего офицера, командира линкора "Полтава" капитана 1 ранга барона Владимира Евгеньевича Гревеница: растрата или женщина - однозначно не определено, вполне возможно, что в совокупности, определённые женщины требуют повышенных расходов.

С ними у барона были проблемы ещё в молодости. Будучи лейтенантом, он женился на французской танцовщице Луизе Оливье. Такие безобразия не проходили в те времена даром, и ему пришлось оставить службу. Зарабатывал на жизнь проводником вагона в "Международном обществе спальных вагонов". Танцовщицу такие доходы устроить не могли, они расстались и барон отправился назад в Россию. А тут началась русско-японская война и он вернулся на флот.

Далее достаточно успешная карьера, с 1908 года командир эсминца "Охотник", с 1909 года параллельно исполнял обязанности начальника оперативного отдела штаба действующей флотилии Балтийского моря.

Зимовал в 1910/11 году "Охотник" у Английской набережной, напротив дома, где проживала графиня Дарья Богарнэ, дочь герцога Евгения Лейхтенбергского, вот её хатынка:

-4

Ну как им было не познакомиться? Скорее всего в результате этого знакомства в 1910 году Дарья Евгеньевна развелась со своим мужем князем Львом Михайловичем Кочубеем, а немного позже вышла замуж за Гревеница. Причём история этого замужества в её изложении была весьма романтичной: В 1911 году она плыла по Балтийскому морю на пароходе за границу в сопровождении компаньонки, а во встречном направлении шел линкор. Его командир Владимир Евгеньевич Гревениц увидел красавицу Долли с капитанского мостика в бинокль. Она ему так понравилась, что он тут же остановил сигналами пароход, явился на катере на его борт и похитил Долли прямо из-под носа компаньонки.

Красиво, не правда ли?

-5

Проблема лишь в том, что линкор был спущен на воду только 27 июня 1911 года , а Гревениц назначен его командиром в ноябре и уж никак на тот момент рассекать на нём по морю не мог. Тем не менее, свою роль линкор в этом браке сыграл, поскольку в 1912 г. венчались супруги без согласия родных невесты как раз в корабельной церкви. Император Николай II намеревался было строго наказать Гревеница за то, что он взял женщину на военный корабль. Но, узнав, кто его избранница, простил, сказав, что «сиим выбором жены он и так довольно наказан!». Имелась уже у неё определённая репутация.

На снимке торжественного приёма по случаю визита британской эскадры Гревениц помечен стрелкой

-6

Дарья Евгеньевна в счастливый 1912 год:

-7

Но счастье длилось недолго, через 2 года они расстались по обоюдному согласию. Гревениц увлёкся опереточной певицей Наровской, которую неоднократно приводил с ночёвкой на корабль, чем вызвал недовольство кают-компании и офицеры через старшего помощника высказали его командиру. Как бы то ни было, певичка от барона ушла к более молодому, а он стрелял в себя 13 ноября 1916 года в собственной каюте на "Полтаве". Вот всё-таки война на линкорах была!

Рана оказалась смертельной, врачи барона спасти не смогли. Позже всплыло, что причиной самоубийства могла быть растрата казённых денег в размере 6554 рубля 32 копейки, предназначенных для покраски корабля.

Однозначно сказать невозможно, вполне вероятно, что деньги были потрачены на певичку и тут она его бросает... Плюс осуждение со стороны офицеров.

О специфических отношениях между командиром и кают-компанией на кораблях царского флота я писал и раньше: Кают-компания - это вам не столовая

А здесь вообще о службе царских морских офицеров - так ли она была беззаботна?

Морские деньги. Жалованье царских и советских флотских офицеров. Часть 1. 1,35 млн. показов в ленте
Морские деньги. Жалованье царских и советских флотских офицеров. Окончание.

.............................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь