У супружницы выдался отпуск, а как у ней отпуск, так начинается - нужно вот ей всенепременно куда-то заиситься! Нет бы тихо-спокойно сидеть на даче, заниматься своими хозяйственными женскими делами, купаться, загорать... Эхххх, а как мне обидно от стройки отвлекаться, но что поделаешь – женщина и ее маленькие невинные капризы...
В результате разработки плана эдакого небольшого и аккуратненького путешествия протяженностью в один световой день вырисовалась концепция из двух мест - необходимо было посетить заброшенную усадьбу где-то под Калугой и потом заехать в саму Калугу, в музей. Музей Калужский замечателен тем, что в нем хранятся старинные церковные скульптуры, резные, из дерева, а это, нужно сказать, наш с супругой общий интерес, так что на поездку я охотно согласился.
И вообще, должен сказать, что в намечаемый график предстоящего вояжа я всегда вникаю очень мало. Этим мы кардинально отличаемся. Супруга будет цельными днями просматривать фотографии путешественников, их отчеты, видео, а я наоборот - стараюсь полностью от этого отрешиться, потому что - какой тогда интерес? Насмотришься фотографий до одури и зайчиков в глазах и уже все ясно, зафик ехать?
Если честно, ехать в эту забытую усадьбу мне не особо и хотелось, поскольку за прошедшие десятилетия "страданий" по заброшенной русской усадьбе мы, казалось, пересмотрели уже все на свете, объехали вдоль и поперек не только родное Подмосковье, но и выбирались далеко за его пределы, так чем меня лично можно удивить? А оказалось, я ошибся, и поездка удалась почти на все сто. Почему "почти"? Об этом чуть позжее.
Стартовали мы с дачи не шибко рано и проехав "каких-то" 160 кэмэ уже сворачивали с шоссейки на дорогу к деревне, в которой и доживал свои дни барский дом.
Проехав достаточно нагловато в старинные усадебные ворота, прячущиеся в буйной августовской зелени, мы почти сразу увидели Его. Даже у меня, видавшего многое, дух захватило, так что выпрыгнув из машины, мы сразу достали телефоны и начали съемку.
Шок - это по-нашему, я и не думал, что не так далеко от дачи еще остались подобные исчезающие жемчужины, а тут - такой Рим! Да, да, почему-то мне сразу навеяло Италию, древнеримские развалины, даже не могу объяснить, почему. Лишь только потом я узнал, что хозяева усадьбы и правда, вдохновлялись в своем созидании впечатлениями, полученными ими от путешествий по жаркой Италии, немудрено, значит, что и нам, бывавшим в старых городах "сапога", удалось уловить это южное дыхание античности.
И хотя внешний вид дома, некогда выглядевшего совершенно иначе, богато декорированного скульптурами и вообще, отражавшего достаток владельцев, являл собой ныне плачевное зрелище, угадать в нем это былое величие и прелесть оказалось не так сложно.
Мы сразу с супругой разделились и потерялись в этой громадине, тихо порастающей березками и смотрящей на вековой запущенный парк черными пустыми глазницами некогда панорамных окон. Интересно, но дом не совсем заброшен - внутри он практически полностью вычищен от мусора и обрушившихся фрагментов самого строения, так что передвигаться по помещениям пусть и волнительно, как во всякой гигантской заброшке, но зато удобно и относительно безопасно. И все же я советую будущим посетителям вести себя осмотрительно и не испытывать судьбу, пытаясь осмотреть абсолютно все закоулки: кровля, лестницы, а временами и полы дома таят в себе скрытую угрозу, стены в некоторых местах частично развалились и этот процесс всеобщей деградации продолжается. Особо тревожно было наблюдать колонны, поддерживающие своды, практически полностью треснувшие и совсем не гарантирующие того, что момент обрушения не может произойти в сию секунду.
И кирпичные своды, зафиксированные снизу рифлеными стальными листами тоже ненадежны: металл сгнил и опадает к ногам путешественников довольно большими фрагментами, так что я лично перемещался с некоторой опаской.
Конструктив здания внутри достаточно сложен и на его осмысление требуется время. Когда мы воссоединились с супругой, она оказалась абсолютно дезориентированной в пространстве, но это у нее такая особенность. Мне удавалось понимать местоположение лучше, хотя в целом мы так и не смогли уложить в голове всю концепцию этого большого и сложного здания.
Залы, переходы, каморки, лестницы, ротонды, шахты... Нет, это слишком!
В главном зале огромные колонны поддерживали балкон. Что на нем было? Возможно, он служил для размещения оркестра во время балов, а может быть, тут восседали сами хозяева за утренним кофе, наблюдая за пейзажами через многочисленные огромные окна, расположившиеся в несколько ярусов.
Перекрытия между этажами во многих местах исчезли. Следствие ли это большого пожара, случившегося в здании относительно недавно, или результат протекающей кровли - не знаю, но из-за этой утраты в доме во многих местах образовались страшноватого вида "шахты" и "колодцы". Находиться тут неуютно.
Перед входом полы выложены плиткой, напоминающей все ту же итальянскую древнюю мозаику. Удивительно, но этой плитке все нипочем, ни прошедшие столетия, ни тот факт, что дом уже давно заброшен. Плитка держится просто мертво, как будто надеется, что в здание кто-то все-таки вдохнет новую счастливую жизнь.
Мы рискнули подняться по одной из каменных лестниц, но на втором этаже было еще не уютнее и мы вернулись вниз. Очень живописно смотрятся ротонды, выступающие по углам здания. Должно быть, это специально задуманные романтические места в доме, где господа уединялись и созерцали красоту окружающего пейзажа.
Я не стану мучить вас именами и датами, для меня гораздо важнее то, что происходит сейчас, хотя кратко замечу, что судьба у дома повторяет трагическую историю многих и многих русских усадеб. После революции все внутреннее содержимое перекочевало в музей, а что-то, надо думать, просто пропало. Дальше тут размещались разные организации и до не такого давнего времени усадьба вела активный образ жизни, она поддерживалась и даже местами восстанавливалась, о чем свидетельствует чисто советский кирпич, вываливающийся из кладки тех же ротонд, только обращенных не к парку, а в сторону въездных ворот. Современная кладка оказалась совсем дурной и сегодня эти элементы здания почти полностью руинированы.
А потом (почти традиционно) - пожар, после которого восстанавливать здание уже не стали и будут ли - неизвестно. На мой взгляд, заняться этим может либо государство, либо какой-то почти сумасшедший (в хорошем смысле этого слова) богач, ведь средств на реставрацию, сил и нервов нужно ой, как много!
Пока мы бродили по развалинам, у стен деловито копошились двое работников, ловко выковыривающих из куч, образовавшихся у стен, старинный кирпич. Нагрузив носилки, они уходили от дома вниз по склону, где другие их сотоварищи копали какую-то огромную яму, а кирпич пускался на кладку, служащую, как я понял, для укрепления стен этой землянки. Что это было и для чего они рыли этот погреб, я так и не понял.
Мы тоже спустились вниз, к реке, отмечая по пути фрагменты торчащих из земли, перекошенных каменных ступеней. Когда то парк был ухоженным и наполненным всякими малыми архитектурными излишествами, но сегодня он просто зарос, а берег покрывающейся ряской реки оказался совсем запущенным.
Поднявшись снова на холм, мы так и не могли уехать, оторваться от этого дома - да, удивительная поездка получилась, запоминающаяся!
Ну а потом мы, переполненные впечатлений, поехали в Калугу. Задача наша была в том, чтобы посетить Калужский музей изобразительных искусств, в котором, как мы знали, есть огромная коллекция старинной церковной пластики. Удивительно то, что весной, в Туле, мы чудом попали на передвижную выставку этих самых фигур, привезенных туда Калужским музеем. Тогда мы увидели около тридцати произведений русских резчиков и живописцев, но из каталога, приобретенного там же, в Туле, мы узнали, что в Калуге не тридцать, а... двести фигур и поэтому, конечно, надеялись взять реванш.
Каково же было наше удивление и разочарование, когда в крошечном зальчике нашему взгляду предстало... всего три резных изображения!
С оттопыренными губами предъявили мы претензию работникам музея, а они спокойно ответили:
- Да, все у нас есть, но лежит в запасниках, а выставить не можем по причине нехватки места для размещения развернутой экспозиции, - так что, считай, в Туле нам просто повезло!
Но зато потом мы пошли смотреть картины и выяснили, сами того не подозревая, что многие из полотен вывезены... аккурат из той самой удивительной усадьбы, развалины которой мы только что посетили! Это - хорошая новость, потому что до этого момента мы бывали в усадебных музеях, где экспозиция строилась из предметов случайных, просто старинных (вспомним, например, Богородицк, или Александров). Но если, например, государство возьмется и восстановит усадьбу в первозданном виде, будет логичным вернуть туда и картины, мебель и прочие предметы, хранящиеся в музее и имеющие железобетонный провенанс!
А еще мы хотим выразить искреннюю признательность всем работникам музея, которые с большим теплом принимают посетителей, стараются показать и рассказать об экспонатах и вообще, создают особую притягательную атмосферу. Это очень приятно!
В сувенирном магазине при музее нас встретила пожилая и очень интеллигентная женщина-продавец, тоже замечательная в своей доброте. Мы купили пару книг, а еще я увидел на полке в застекленной витрине удивительные глиняные игрушки и сразу решил купить одну из них. Этот реликт - хлудневская игрушка, слыхали про такую???
Я знаю филимоновскую, каргопольскую, дымковскую, а вот хлудневскую... нет, вижу впервые!
И конечно, особо подкупал факт того, что игрушка эта не обезличенная, а сделана руками конкретного человека, мастера, который перенял свое искусство от матери. О Викторе Ивановиче Трифонове, авторе работ, продающихся в сувенирном магазине музея, нам кратко рассказала его хозяйка, та самая удивительно интеллигентная женщина, подробности потом я выяснил в интернете - кому интересно, забейте в поисковике, вся информация о мастере и промысле там есть.
Вот так со свистулькой и книжками об истории и промыслах Калужской губернии мы и поехали домой. Это был отличный день, не зря прокатились и не жаль его мне было потратить на супружнины отпускные "хотелки", ведь и я, в конце то концов, получил большую порцию незабываемых впечатлений!