Иван Вырыпаев — это глоток свежего воздуха, яркий мазок на полотне российского кинематографа. Он учит нас гнуть свою линию, идти своей дорогой и не бояться. За его ироничными, порой, жестокими кинокартинами скрывается глубинная рефлексия на тему нашей современности.
Кто мы? Где мы? Куда мы идем? Куда катимся? Режиссер задается этими вопросами, пытается нащупать почву под ногами и ответить на них.
Он не считает себя новатором или творцом, скорее почтальоном, который передает посылку:
“Само искусство сейчас само по себе ничего не значит, оно обесценилось. Что-то значит только диалог, только то, что ты кому-то что-то говоришь, и приемы — они как пазлы, подходят или не подходят для этого разговора. Взять мое творчество, разобрать на элементы и сказать — это что-то новее в области литературы? Нет. Это что-то новее в области драматургии? Нет. Однако это что-то новое. В чем новое? Наверное, в сочетании диалога и.... Хотя тоже нет. Получается, ничего нового нет”
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно. Спасибо! ⬅️
_____________________________________________________________________
Танец Дели (2012)
Фильм-танец, где никто не танцует. Этот фильм можно было бы назвать камерным: все действие происходит в больнице на сидениях возле палаты. Здесь все: и жизнь, и смерть, и танец, и любовь. Фильм состоит из 7 разговорных новелл, каждая новелла кружится возле определенного события. Например, смерти матери или любовной истории главных героев. Однако, каждая часть связана с предыдущим. Это похоже на какой-то общий танец, а новеллы - это его составляющие.
Однажды главная героиня придумывает танец боли и проживает его. Жизнь содержит в себе столько граней, и пока кто-то умирает, кто-то эту смерть протанцовывает.
Вырыпаев чем-то напоминает Ларса фон Триера: он не показывает нам красоту, он заставляет нас посмотреть в зеркало и увидеть, наконец, то что мы так долго и глубоко в себе прятали. Там много боли, там страшно, но это того стоит, поверьте мне!
Эйфория (2006)
Каждый из зрителей поставит свой акцент: кто-то увидит в этом фильм глубокую и светлую любовь, кто-то тотальную человеческую боль, о безысходности, кто-то увидит надежду. Все зависит от угла восприятия. На самом деле фильм очень русский, не знаю, понял бы его кто-то из иностранцев, но эта картина о любви вопреки, о любви во время разрушения, хаоса и насилия. Любовь прорастает сквозь асфальт горькой жизни и семейного насилия, она залечивает раны, она заставляет снова сделать вдох.
Изобилие крайностей, смешение черного и белого, контрастность.
Эйфория по-вырыпаевски - это не блаженство и яркие головокружительные впечатления, это скорее помутнение рассудка, помешательство и какой-то нескончаемый болезненный поток.
Концовка неоднозначна, как и весь фильм. Хочется лишь сказать, что драма человеческая мимолетна и бессмысленна на фоне чистой первозданной природы.
И небольшое предупреждение: если ваши уши интеллигентны и не терпят русского мата, то этот фильм не для вас. Эйфория - очень честное русское кино, местами даже чересчур честное. Хочется отвернуться - главный критерий качественного русского фильма.
Кислород (2009)
Фильм сам как глоток свежего воздуха, но кислорода в какой-то момент становится так много, что хочется сказать: “Горшочек, не вари”. Вырыпаев, остановись, хватит, почему так больно и так захватывающе, одновременно?
“Кислород” вдохновляет, ужасает и увлекает. Это выход за рамки, разрыв шаблонов, которые диктуют творцу, каким должен быть фильм.
Фильм напоминает череду музыкальных клипов, он наполнен глубокими мыслями о ценности любви, о свободе, о мрачной России, о жизни маленького человека в русском мире.
Иван Вырыпаев делит людей на кислородных и бескислородных, рядом с одними ты наполняешься жизнь и светом, чувствуешь энергии и желание творить, а рядом с другими - ты постепенно задыхаешься и умираешь.
Каждый из нас ищет свой кислород, иногда это перерастает в манию, иногда в убийство, никто из нас не знает, как далеко может зайти из-за нехватки воздуха:
“А когда, мой приятель, тот самый Санек, с кислородными танцорами в груди, увидел Сашу с рыжими волосами, то так сильно возжелал ее в сердце своем, что его сердце стало подобно, пресловутой, белой кровати, с той лишь, разницей, что простыни на ней, были абсолютно белого цвета. И когда, он увидел Сашу, ходившую по парапету босяком, то с ним случилось кислородное отравление, потому что, кислородное отравление, случается с теми, у кого было кислородное голодание.”
Режиссер смело играется десятью заповедями, жонглирует им и показывает, как они работают в русской действительности. И что случается, когда человек переступает через все законы для того, чтобы просто дышать?
Кинополотно гипнотизирует с первых нот, зритель входит в какой-то новое измерение, и, даже при желании, не может выбраться оттуда.
Местами остроумно, местами грубо, местами тонко, но очень глубоко и цепляюще.
Попробуйте Вырыпаева на вкус, он, конечно, не сладкая вата, но что-то пряное и сочное в нем есть. В нем очень много кислорода.
И напишите в комментариях о своём опыте знакомства с кинолентами Вырыпаева!
Статью подготовила Снежана Солнцева.
____________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.