Найти в Дзене
кНИЖный район

ПОЧАИНСКИЙ ПРОМЕНАД

В тихом районе Нижнего Новгорода, среди старинных улиц, сохранивших аутеничную историческую среду, не так давно появился новый городской бульвар.

Вид на Нижегородский кремль с Почаинского бульвара Почаинский бульвар – один из самых молодых променадов в городе.
Вид на Нижегородский кремль с Почаинского бульвара Почаинский бульвар – один из самых молодых променадов в городе.

Почаинский бульвар – один из самых молодых променадов в городе. Он появился в рамках подготовки к 800-летию города, летом 2021 года.

Рядом – улица с одноименным названием. По соседству расположились каменные постройки 17 столетия – белокаменные палаты купца гостиной сотни Ефима Чатыгина, в которых останавливался Петр Первый, церковь Жен Мироносиц.

Место получило свое название по речке Почайне. Сходство Нижнего Новгорода с Киевом так поразило основателя нашего города, князя Георгия Всеволодовича, что он и речку, протекающую по одному из нижегородских оврагов и впадающую в Волгу, назвал Почайной.

Почаинский бульвар
Почаинский бульвар

Заселение этой части города началось в 14 веке. Территория была связана с Малым острогом, вокруг которого селились пушкари и ямщики, на дне оврага в 19 веке располагался рынок «Балчуг», а рядом работал знаменитый винзавод Ермолаева. В устье реки Почайны находились судоходная пристань и торг, поэтому тут охотно селились ремесленники, торговый люд и купцы.

В уютную прогулочную зону территория превратилась недавно. Некогда заброшенное место благоустроили, дорожки выложили клинкерной брусчаткой в тон с цветовой гаммой кремля, сделали освещение и видеонаблюдение, установили скамейки и урны, обустроили газон.

А еще бульвар украшают несколько фигурок маленьких мышек высотой около полуметра. Мышь-пожарный напоминает о больших пожарах, которые когда-то «без остатку» уничтожили городскую деревянную застройку.

В ночь с 3 на 4 июля 1530 года загорелся Нижний посад. Пламя перебросилось к кремлю, загорелась крыша Ивановской башни, в которой хранился запас пороха. Башня взорвалась, огонь перекинулся на улицы кремля, сгорело дотла множество домов, лавок, амбаров, церквей, дворец нижегородских князей – всего около тысячи различных строений.

25 июня 1715 года в Нижнем Новгороде произошел страшный пожар, во время которого стены Спаса-Преображенского кремлевского собора опалило, высотная рубленая шатровая колокольня сгорела, а колокола оплавились, превратившись в бесформенные куски металла с битым кирпичом и угольями.

Очевидцем пожара, случившегося в Нижнем Новгороде 17 мая 1853 года, был семинарист Николай Добролюбов, о чем он во всех подробностях изложил в своей юношеской статье.

«Все это продолжалось несколько минут, но в продолжении их пламя так усилилось, что пожар грозил городу ужасным опустошением. В одно время горело: на Нижнем базаре, на Почайне и в Ильинской улице. Полиция должна была действовать в трех или четырех местах. Между <тем...> ветер, хотя сделался постояннее, но все был очень силен и продолжал раздувать пламя. Головни бросало на чрезвычайно дальное расстояние. Несколько раз прилетали оне через городскую стену в Кремль, на весьма больш<ие> возвышенности, и здесь загорелась самая каланча. Многие из зрителей пожара, стоявших на бульваре, устроенном на горе с этой стороны перед пропастью, потерпели порчу в своей одежде. При таком ветре трудно было остановить распространение пожара, особенно когда занялись уже <...> деревянные сухие домики, которые <...> построены были в этом конце Почайновской улицы. Страшно было смотреть на разрушительное действие пламени: в несколько минут пожирало оно сухой лес и перелетало с одного дома на другой с чрезвычайной быстротою…»

Парадокс: город всегда находился около двух больших рек и издревле остро нуждался в воде, о чем напоминает старинное нижегородское присловие: «Воды много, а почерпнуть нечего».

Мышонок-пушкарь символизирует «Пушкарскую слободку», где жили пушкари и ямщики. А может быть, напоминает о пленном литовце Феде Литвиче, который в 1505 году при осаде татарами и ногайцами Нижнего Новгорода первым же выстрелом из пушки повалил ханский шатер и убил одного из ближайших сподвижников хана – ногайского мурзу.

Влюбленная парочка мышек с пенным напитком (у нее в лапках откушенная баранка, у него вобла) отсылает к истории знаменитого пивоваренного завода Ермолаева, который когда-то прославил Нижний Новгород на всю Российскую империю.

Фигурки полюбились нижегородцам. С ними фотографировались, сочиняли про них авторские сказки (одну из них «Почаинские мыши, или Царский сон» Ольги Жищук при желании можно легко найти в интернете). Зимой хвостатым повязывали теплые шапочки и шарфики. Однако не обошлось без вандалов. Несмотря на наличие камер наблюдения, у бедных мышек отламывали лапки и ушки, фигурки вырывали из земли, мышонка-пушкаря так и вовсе выламывали из перил ограждений и даже похищали. В этой связи вспомнился эпизод из романа А.Н.Толстого «Петр Первый», посвященный поездке русского посольства в Кенигсберг: «В лучшей части города, в Кнейпгофе для гостей был отведен купеческий дом. Въехали в Кенигсберг в сумерках, колеса загремели по чистой мостовой. Ни заборов, ни частоколов, – что за диво! Дома прямо – лицом на улицу, рукой подать от земли – длинные окна с мелкими стеклами. Повсюду приветливый свет. Двери открыты. Люди ходят без опаски... Хотелось спросить – да как же вы грабежа не боитесь? Неужто и разбойников у вас нет?

В купеческом доме, где стали, – опять – ничего не спрятано, хорошие вещи лежат открыто. Дурак не унесет. Петр, оглядывая темного дуба столовую, богато убранную картинами, посудой, турьими рогами, тихо сказал Алексашке:
«Прикажи всем настрого, если кто хоть на мелочь позарится, – повешу на воротах...»

Знал самодержец своих подданных, ох, знал!!!

Завершают бульвар смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Нижегородский кремль, и открытая фитнес-площадка с полным набором современных тренажеров.

Обязательно совершите пешую прогулку по Почаинскому бульвару. Город готов открыть для Вас свои сокровенные уголки.

Автор: Э.Е.Винокурова