Мало кто в курсе, что почитаемый многими Генри Форд финансировал Адольфа Гитлера и Аль Капоне.
Да-да, речь идет о человеке-легенде – создателе авто-империи, авторе более 160 патентов, владельце таких полезных заводов по вceмy миpy. До сих пор эта империя стоит на 3-м месте авторынка в Штатах и на 2-м – в Европе.
См., например, рейтинг Global 500.
Неужто это именно он сотрудничал, даже. по сути, почти дружил с Гитлером и Аль Капоне? Сложно поверить! Ведь Форд:
1) начинал трудовой путь, так сказать, в самом сердце пролетариата – обычным инженером-механиком (правда, в не самой обычной фирме – у Томаса Эдисона, который изобрел 1-й фонограф);
1) уже и в годы своего процветания вел себя довольно демократично. Говорят, что Генри даже одевался очень и очень скромно, а роскоши в быту вообще не признавал;
2) став авто-магнатом, продвигал всюду человеколюбивый лозунг «Автомобиль для всех». И, казалось бы, лозунг себя оправдывал – Ford Motor Company выпускал наиболее дешевые машины в то время.
И, однако же, по данным очевидцев, именно Форда Гитлер уже в 1923 г. назвал истинным вождем «молодого и честного фaшизма» в Штатах.
Глава именно его французских заводов Гастон Бержери самым 1-м приветствовал вошедших в столицу его страны нaциcтов.
Руководитель именно его филиала в Мексике Брунет снабжал деньгами генерала Николаса Родригеса Карраско, возглавившего восстание против своего демократичного президента Ласаро Карденаса.
В дальнейшем Форд значительно поддерживал – идейно и денежно – НСДАП. Об этом рассказывали, например, баварский политик Эрхард Ауэр и один из руководителей концерна «ИГ Фарбениндустри» Карл Краух.
Французский завод Форда снабжал Вермахт легковушками и грузовиками, а также авиационными двигателями.
В то же время, СМИ указывают, что Гитлер:
- приказал не конфисковывать заводы Форда;
- ценил свою дружбу с этим магнатом;
- называл его этак запросто по имени (что свидетельствует о довольно близких «добрых» отношениях);
- в интервью газете «Детройт Ньюз» признавался, что считает его своим вдохновителем;
- даже повесил его портрет в одной из своих резиденций.
Встречалась эта фамилия и в печально известной Mein Kampf: Форду единственному из Штатов «повезло» попасть в эту книгу.
Впрочем, Форд умудрился следовать принципу «и нашим, и вашим». Уж такова (была?) позиция олигархии – иначе она не смогла бы скапливать капиталы.
В частности, между Правительством СССР и «Форд моторс» было оформлено соглашение, по которому эксперты фирмы Форда помогали Московскому заводу АМО и Горьковскому автозаводу. Было это еще до практически открытого сотрудничества Форда с Гитлером…
Также Форд, по сути, оказывал поддержку знаменитому итальянскому мафиози – Аль Капоне. Были финансовые вливания в деятельность и других мафиози…
В художественно-документальном варианте читайте об этом книгу Юлиана Семенова «Приказано выжить» (эта книга – о том, что стало с советским разведчиком Максом Отто фон Штирлицем после событий «17 мгновений весны»).
В целом «гpязными» (если можно так сказать) делами сам Форд собственноручно не занимался. Он всегда был мозговым центром.
Он и в своей автомобильной империи главной признавал не проектирование и технические работы по созданию машин, а интеллектуальную деятельность: «Думать – самая трудная из работ. Вот почему так мало людей ею занимаются».
П. с. О разрыве шаблонов читайте также Дзен-статью «Как Уолт Дисней писал доносы в ФБР». Также читайте мою подборку Дзен-постов «История транспорта» (о раритетах, интересных случаях и проч.).
#авто #транспорт #история #интересные факты