В те славные времена не было ни телепередач о путешествиях по России, ни блогеров, рассказывающих о том, что видели. Поэтому представление о том, что за люди живут за пределами твоего города или села, у большинства людей были достаточно приблизительные. А уж если говорить о тех народах, кто живёт так далеко от столицы, как, например, чукчи. О них можно было прочитать, например, в изданном в 1880-м году в Санкт-Петербурге альбоме "Народы России". Что из той публикации мы могли бы узнать о наших чукчах? Давайте поглядим вместе.
Узнаем мы, что оказывается, чукчи из всех племен северной Азии сохранили в наибольшей чистоте свою народность. Они миролюбиво кочуют по тундрам, утесам и скалам. Специфика их образа жизни такова, что они довольствуются произведениями оленеводства. Может поэтому:
- чукчи почитают себя счастливее всех своих соседей и смотрят на нах всегда с сожалением
- чукчи хладнокровно переносят все недостатки и лишения
- чукчи не завидуют другим
Объясняются такие моменты тем, что чукчи не хотят, чтобы за удобства и удовольствие пришлось отказаться от своей природной независимости.
Интересен вот какой момент: до покорения Сибири, чукчи жили в беспрерывных несогласиях и межплеменной войне, занимались разбоями и грабежами. Но приход русских в эти края, во-первых, сблизил враждующие племена, а во-вторых, позволил заняться торговлей с пришедшими, что наладило быт и экономику местных народов.
Недоверие изначально присутствовало. Это автор и не скрывает, но благодаря торговле выстраивался культурный и гумманитарный мостик, по которому, началось взаимодействие. Чукчи, удостоверившись в миролюбии русских, стали приходить всей семьей, с женами, детьми.
У чукчей гораздо больше элементов оседлости, чем у других кочевых народов. Переменить жилье их заставляет только оскудевание пастбищ на текущем месте жительства. У чукчей даже одежда больше приспособлена для оседлой жизни. Сравнивается "широкая неуклюжая кухлянка" и длинные меховые шаровары с короткими в обтяжку штанами тунгусов, находящихся в беспрерывном движении.
Важно и разделение народа на оленеводов и береговых, живущих между с собой в мире. Между ними происходит товарный обмен. Береговые занимаются морским промыслом, готовы предложить: китовые ребра и мясо, ремни из шкуры моржа, его же жир. Меняют они это на оленьи кожи и готовую одежду.
Зачем нужны китовые рёбра, может кому интересно? Так из них оседлые чукчи делают хижины, обтягивая оленьими кожами. Получаются они в форме конуса. А ещё ребра китов использовали вместо дров, поливая их для горения жиром.
Ну, а что же ели чукчи в те времена? Есть ответ и на этот вопрос. В первую очередь, конечно, оленина, как правило, вареная с тюленьим или рыбьим жиром. Ели и китовую кожу: сырую, на которой при снятии оставляли тонкий слой мяса. Автор утверждает, что по вкусу очень напоминает стерлядь. Лакомством называется мясо белого медведя. Кстати, рыбу едят, говорят, только при недостатке другой пищи. Соль и вовсе никогда не употребляют.
Автор повествования удивляется, что в местах, где постоянно холодно, пища потребляется, в основном, в холодном виде, а в заключении трапезы обязательно съедается большой кусок снега.
Было и питьё. Мясной сок смешивали со снегом в больших деревянных чашках. Причем выглядело это весьма элегантно - пили из трубочек. Каждый чукча всегда имел при себе свою - маленькую, просверленную оленью кость.
Описывается интересный способ ловли тюленя. Человек одевается в белое платье, укладывается в снег там, где обычно тюлени греться выползают. С собой у охотника копье и палка с прикрепленными к ней медвежьими зубами. Вторым инструментом он непрестанно скребет по снегу. Это нужно для того, чтобы выползая на лед, тюлени привыкли к этому шуму и не испугались звуков, когда он будет к ним подбираться. Ну и копье довершает охоту.
А вот ещё один способ охоты. Заостряется длинный кусок китового уса, сгибается в круг. Обливается водой и замораживается таким кольцом. Обмазывается затем жиром хорошенько. И оставляется на волчьей тропе. Опытные охотники, говорят, что мимо не один волк не пройдет, проглотит. А внутри в тепле, кольцо оттаивает и распрямляется острием, умерщвляя зверя.
Да, а как же они ловят белых медведей? Тут особого способа нет. Чукчи отыскивают их среди льдов и убивают копьями.
Торгуют чукчи широко. Едут сначала в Америку. Там они в главной степени меняются своими товарами с местными племенами, расширяя ассортимент ценных шкур, китовых изделий. Потом едут уже торговать в Островном. Раз в год здесь проводится ярмарка широкая дня на три. Едут сюда чукчи получить табак, железные изделия: топоры, котлы, иглы. Покупают также посуду, украшения из бисера. Торгуют здесь и многие другие: юкагиры, ламуты, тунгусы, чуванцы, коряки...
Пишут, что очень они любили покупать алкоголь, но правительство запретило продавать его народам севера. Поэтому купить можно его только тайно.
На ярмарке устраивались и состязания. Как правило, гонки на оленях. Победители получали бобровый и песцовый мех, пару клыков (видимо моржовых). Устраивались и соревнования просто по бегу. Бежали в своих широких шубах и шароварах, тем не менее очень быстро и прытко.
Врангель, кстати, оставил свои наблюдения о танце чукчей. Описывает его так: пятнадцать и более женщин, закутанных в широкие меховые одежды, столпились в кучу, медленно передвигают ногами и сильно машут руками. Но главное здесь - их мимика, в этом есть выражение их танца. Пляшут они под "отрывистую нескладную песню", которую тут же пели несколько чукчей. Потом был и другой танец. Три человека схватились за руки и лицами делали "нечеловеческие, нелепые, неестественные" гримасы.
Кстати, некоторые чукчи тогда уже были крещенными, но в большинстве своем не обременяли себя изучением веры или исполнением заповедей. Разве ж совместимо с христианством бытовавшее у них многоженство, а уж тем более традиция брать и оставлять жен по собственному произволу, и ещё чего возмутительнее - менять на других через определенное время.
Но не во всём культура чукчей представлялась тогда праздничной и веселой. Практиковалось у них убийство детей, рожденных с физическими недостатками, а также слабых и немощных стариков. Понятно, что всё это обусловлено особенностью суровых условий жизни, но и в те годы, и сегодня, нам это кажется запредельными мерами. Но для самих чукчей это было нормальным явлением, рассказывается, что даже отец одного из чукотских старшин по имени Валетка, чувствуя себя слабым, потребовал своих близких родственников его зарезать. Исполнили. И никакие попытки правительства это прекратить - не могли остановить таких традиций.
Или вот ещё случай один. В 1814 году болезнь напала на людей и на скот. Никак не удавалось её остановить. Шаманы вынесли вердикт, что требуется принести в жертву самого главного и уважаемого старшину по имени Кочен. Люди тогда отказались исполнять, но продолжалась болезнь, падеж скота, гибли люди. Тогда Кочен собрал всех жителей и сказал, что нужно это исполнить, так как должно всё же беды остановить. И вновь чукчи отказались убивать уважаемого Кочена. Тогда его сын вонзил ему в грудь нож. Тело передано шаманам. Болезни прекратились. Не сразу, но рано или поздно прекратились.
Такими разными видели чукчей в 19 веке. На самом деле это очень интересно. Глобализация тогда ещё не коснулась всех, народы планеты хранили свою особую культуру. Сейчас с этим куда сложнее. Либо все одинаковыми становимся, либо утеряв исконное, пытаемся придумать какой-то несусветный новодел, выдавая за народное.
Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале в Telegram