3,6K подписчиков

Лучшая форма акустических колонок

1,8K прочитали
Шарообразные акустические колонки.
Шарообразные акустические колонки.

- Конечно в виде шара!

Говорю я и чувствую, что собеседник думает, что я шучу, его лицо в изумлении, и в подтверждение этого глаза начинают моргать. И почему мне приходиться всё повторять по два раза? Для лучшей наглядности начинаю очерчивать в воздухе две полуокружности, ведь кто-то мне это объяснял так же.

«Все открыты острова и параболы рассчитаны людьми», вспоминая мотив старой песни, под звуки которого я в своё время делал круглые акустические системы, я с воодушевлением начинаю рассказывать о преимуществах этой конструкции.

Вся проблема – это воспроизвести низкие звуковые волны без искажений, именно на этой части спектрального диапазона звука самая большая неравномерность частотной характеристики и самые большие нелинейные искажения, и всё это очень заметно на слух. Понятие «громко звучит» - не есть хорошо, сильной громкостью воспроизведения мне просто ограничивают перемещение ушной перепонки, когда она уже входит в насыщение и не реагирует на все виды искажений, а сам мозг воспринимает только мотив мелодии, пытаясь восстановить или вспомнить содержание. Такие пытки над собой я не выношу, читайте рассказ «Виниловая пластинка». Психика после некачественных концертов сильно страдает, вместо оздоровительного эмоционального подъёма – полный упадок сил.

Частотные искажения! Тут я провожу в воздухе горизонтальную линию, изображая частотную характеристику, должна иметь минимальную неравномерность во всей полосе слышимости нашего уха, а она занимает полосу от 20 Гц до 20 кГц. Большая неравномерность частотной характеристики и музыкальный инструмент звучит неестественно, об этом заявит посуда в серванте своим дребезгом. Нелинейные искажения – это, когда ровный синусоидальный сигнал превращается в абракадабру или в прямоугольник, последние наполняют звучание массой высших гармоник и тональный сигнал, ровный свист, изображающий синусоиду и имеющий одну единственную гармонику в своём спектре, заполняется дополнительным шумом высших частот, возникающих в результате его ограничения.

Акустические системы в низкочастотном диапазоне спектра излучают сферические волны, здесь я опять развожу руками в виде двух полуокружностей. Если колонка имеет круглую форму, то звуковая волна заходит за неё, не встречая препятствия, и поглощается гардинами, слегка нагревая их, здесь нет ничего удивительного, поднесите руку к работающему на полную громкость диффузору и почувствуете тепло, звук создаёт трение. Если колонка прямоугольная, то волна отражается от фронтальной доски и складывается с волной, выходящей из диффузора, создавая тем самым пик усиления, ненужный резонанс, а сам ящик начнёт двигаться по комнате. В попытке избавиться от этого явления помогает фронтальная доска сделанная в виде крышки гробика или трапеции, но всё-таки, что не говори, а более эстетично смотрятся шаровые колонки.

- Почему тогда никто не делает сферические или шарообразные акустические системы?

Вопрос застал меня врасплох. Лично я делал исключительно, чтобы сэкономить средства и чтобы получилось хорошо. Деревянный ящик, я знаю точно, остался бы ящиком, как его не называй. Настоящие качественные колонки в виде ящиков стоят как скрипка Страдивари. С шаром я точно не пролетел бы, так как нет углов и щелей требующих замазки. Но ведь кто-то сказал мне тогда, когда мне было 20, что лучшие колонки - шарообразные. Надо отвечать, чего же придумать?

- Скорее всего, потому, что наши малогабаритные квартиры не предназначены для них. Что не говори, а шар занимает больше места, чем прямоугольник, а с рождением детей меняется представление о ценностях, и место для детской кушетки оказывается важнее, чем самодельная колонка, которая по затраченным материалам обошлась мне в рубль двадцать.

Тут я быстро переключаюсь на технологию изготовления своих колонок, попутно вспоминая, что просто разобрал их при повторном переезде с одной квартиры на другую, аккуратно упаковав только динамики. Тем более сами шары были неподъемными.

Сделаю ещё лучше, хотя бы как у Серёги думал я тогда, но, закрутившись, так ничего путного уже не сделал.

У Сергея были круглые колонки лучше моих. Он, так же как и я купил пластиковые детские надувные шары и обмазывал их слоями эпоксидной смолы, последний слой сделал из цемента с крупной галькой, уложив его в виде лунной поверхности. На орбите в форме спутника располагался высокочастотный динамик. Свои колонки он тоже не стал перевозить, так жаль, они у него классно звучали.

Сделаешь такие акустические системы – будешь коммерческим директором, каким он стал!

Сам я делал слоями, слой бумаги – размоченные в клее кусочки газет и обои, - слой цемента и так несколько дней. Сейчас на строительных рынках появилось много материалов, которые ускорят процесс изготовления. Например, можно использовать стеклоткань и эпоксидную смолу, и стекломаты и полиэфирную смолу.

Кроме шаровых колонок, за гардинами на стене висели наскоро сбитые ящики, в которых размещались среднечастотный и высокочастотный динамики. На этих частотах искажения акустического свойства уже не так заметны, поэтому можно расслабиться.

Внутренность всех своих акустических систем я наполнял обыкновенной ватой от старого матраца.

Эти шарообразные колонки всегда были темой для разговоров. Каждый новый человек увидевший их, обязательно интересовался и тоже спрашивал, почему именно такая форма. Я ничего не объяснял, я просто включал свой проигрыватель и вопросы пропадали.

Правда в кругу своих друзей похвастаться мне было нечем, так как мне не приходилось привязывать шары к батареям отопления, чтобы они не ходили по комнате, и посуда в серванте у меня не звенела.

Чтобы всё не повторять по два раза, я нашёл пожелтевшую брошюрку тех далеких времён «В помощь радиолюбителю» выпуск 56, 1977 год. Возможно эта статья «Особенности работы головки громкоговорителя в акустическом оформлении», автора А. Дольник, помогла мне тогда определиться с лучшим оформлением моих акустических систем, возможно, поможет и вам. Чтобы не перегружать «реле с ячейкой», я покажу из всей статьи только один рисунок с графиками.

Брошюра "В помощь радиолюбителю" 1977 56.
Брошюра "В помощь радиолюбителю" 1977 56.