Найти тему
Design Chat

Белый кит: стеллаж Vertebra по дизайну Игоря Куркина

Дизайнер Игорь Куркин и студия арт-керамики Dirty Hands объединили усилия для создания уникального предмета – модульного стеллажа Vertebra. За необычной формой стеллажа, похожего на китовый позвоночник, лежит глубокая философско-экологическая идея.

Дизайнер Игорь Куркин в студии Dirty Hands с элементами стеллажа Vertebra.
Дизайнер Игорь Куркин в студии Dirty Hands с элементами стеллажа Vertebra.

Капитан Ахав из романа «Моби Дик» всю жизнь охотился за неуловимым белым китом – одержимо и неутомимо. Его страсть и энергия, направленные на разрушение, в конце концов погубили его. Как же приятно видеть человека, у которого страсть и одержимость направлены в благое русло и служат созиданию. Я говорю сейчас об Игоре Куркине – одном из самым неутомимых и неугомонных дизайнеров, которых я знаю. Он постоянно в движении, и преследует свою цель столь же страстно, что и Ахав. Но цель его – творчество. Он постоянно что-то придумывает, постоянно стремится к дизайнерскому совершенству, фонтанирует идеями – и находит нетривиальные способы их воплотить.

Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands. Фрагмент.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands. Фрагмент.

Именно такая история произошла с новый объектом, который спроектировал Игорь – керамическим стеллажом Vertebra, то есть «Позвонок». «По форме стеллаж напоминает позвоночник кита – исполинского, благородного животного. Но это – не сам кит, а именно его остов. Все позвонки, кроме одного, белые. Этот один бронзовый, темный – изъян в идеальном хребте, – описывает Куркин свою работу. – Это очень символическая вещь. Вымирание китов – один из самых болезненных примеров того, в каком удручающем положении находится сегодня экология. Мне хотелось привлечь внимание к этой проблеме, но сделать это, не нанося природе дополнительного урона в процессе производства предмета».

Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Лиза Мартиросьян и Карен Юзбашян в процессе создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Лиза Мартиросьян и Карен Юзбашян в процессе создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.

Способом решить проблему стал выбор материала – керамики. «Я подумал о кирпичах – они сделаны из глины, самого природного, самого натурального материала на планете. Кирпичи – предметы проще некуда, и при этом технологичны, надежны, способны выдерживать большие нагрузки. Конечно, мне нужно было, чтобы элементы были выразительными, пластичными», – рассказывает дизайнер. Первые эскизы он набросал буквально за один вечер – в основе конструкции стеллажа лежит знаменитая винтовая лестница, созданная французским дизайнером Роже Таллоном. У Куркина – похожие «лопасти»-ступени, но без круговой динамики, статичная композиция из модульных элементов, способных выдерживать и свой собственный вес, и вес положенных на них вещей.

С эскизом своего «китового» стеллажа Куркин пришёл в студию керамики Dirty Hands, основанную Лизой Мартиросьян и Кареном Юзбашяном. Они вместе работали над формовкой элементов – первый, самый маленький, был изготовлен уже через пару недель. «Мы снимали излишки, формировали красивые изгибы, работали над весом, балансом и сопряжениями, продумывали способы крепления и технику сборки», – говорит Куркин. Главной сложностью ожидаемо стал размер элементов: самый крупный «позвонок» больше метра в длину, для его обжига понадобилась специальная печь. А ещё каждый сегмент должен был быть выполнен вручную, и так точно, чтобы на совместимость готовых элементов не повлияла усадка сырой глины в процессе сушки и обжига.

Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Игорь Куркин с сегментом Vertebra в студии Dirty Hands.
Игорь Куркин с сегментом Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Игорь Куркин и Карен Юзбашян в процессе создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Игорь Куркин и Карен Юзбашян в процессе создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.
Процесс создания сегментов Vertebra в студии Dirty Hands.

На самом деле Vertebra – это модульный конструктор, из таких элементов можно собрать и консоль, и журнальный стол. У Куркина и Dirty Hands масса планов по развитию предмета и создания на его основе капсульной коллекции. И тут уже приходит в голову мысль о том, что природа тоже – гигантский конструктор и всё её многообразие собрано из немногих модульных базовых частиц. Такая дополнительная символичность – ещё один признак того, что с объектом дизайна «всё получилось», идея и форма гармонизировались и дают новые точки роста.

Так что удачи нашим героям – а мы пока полюбуемся тем прекрасным «белым китом», которого Куркин с Dirty Hands уже поймали.

Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands. Фрагмент.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands. Фрагмент.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands. Фрагмент.
Стеллаж Vertebra, дизайнер Игорь Куркин, Dirty Hands. Фрагмент.