Найти тему
НУАР-NOIR

«Настоящие американцы»: между «Попутчиком» и «Прирожденными убийцами»

-2

Триллер 1997 года «Американское совершенство» (в некоторых переводах «Настоящие американцы») странным образом исчез из поля зрения отечественного зрителя. Точнее говоря, вообще туда не попал. И это при том, что был задействован в высшей мере качественный актерский состав: Роберт Форстер, Файруза Балк, Пол Сорвино (светлая память замечательному актеру), Дэвид Тьюлис.

Рискнем предположить, что трактовка поведения жителей США вызвала активное раздражение как собственно в Америке, так и у нас в стране, которая в момент выхода фильма на экраны находилась на пике дружбы с «заокеанскими партнерами». Так сказать, «такие американцы нам не нужны». А потому ленту предпочли «не заметить».

Даже много позже не все понимали, о чём повествует указанный фильм - ну если не считать попытки поймать серийного убийцу, колесящего по дорогам различных штатов. Дадим подсказку – этот проект об обезличенном зле, ставшем частью системы. А потому злодеяния совершаются безо всякого намека на эмоциональность.

Это можно было наблюдать ранее, например, в «Прирожденных убийцах» - главные герои совершают свои преступления отстраненно, не имея на это никакого личного мотива, поскольку они лишь порождение системы (в указанном случае СМИ, смакующих криминальную жизнь и превозносящих различного рода маньяков и гангстеров).

Обезличенным злом является «попутчик» из одноименного фильма, поскольку он превращен в молчаливую функцию. Убийства – некий элемент его эмоционального фона, а потому он смирился с этой частью своей природы. В «Американском совершенстве» вся ответственность возлагается на Его Величество Случай, что отчасти фатализм, только предопределенность тёмных действий продиктована жребием.

В фильме очень часто бросают монетку. Можно предположить, что данный игровой элемент позже перекочевал в сюжет уже французского триллера «Лабиринты». Различие состоит лишь в том, что европейцы сделали невменяемого преступника одержимым игрой в кости. Бросай и проверь свою судьбу: выиграешь – будешь жить, проиграешь – умрешь.

Я тоже в своё время некогда использовал монету, но не дабы положиться на волю случая и сделаться заложником жребия, а проверить, что мне на самом деле хочется. Иногда кажется - любой вариант подойдет. Однако если выпавшая сторона монетки вызывала желание переиграть, то это и позволяло понять, каковы были действительные желания.

Если же говорить о фильме, название которого было бы лучше перевести как «Сугубо по-американски», то в нём действие хотя и с самого начала было напряженным, но всё-таки более походило на чёрную комедию. Невротичная особа следует куда-то, чтобы встретиться с непутевой сестрой. И у неё ломается машина. Ну как ломается… Сначала у неё оторвало дверь, а затем выбросило на обочину.

Кадр из фильма «Американское совершенство» (1997)
Кадр из фильма «Американское совершенство» (1997)

Попутчики, коих по мере развития сюжета возникло несколько, кажутся вполне милыми людьми. И даже не сразу заподозришь в каком-то из них серийного убийцу. Однако факт остается фактом, на середине хронометража киноленты в живых останется лишь один из оных, дабы продолжить свое фатальное шествие по дорогам Америки. Вы можете спросить: но почему это преподносится, как «сугубо по-американски»? Дело даже не в протяженных шоссейных трассах, а в ощущении мнимой Воли Судьбы, которая случайным образом составляет узор человеческой жизни и историю в целом.