Есть художественные произведения вне времени. “Фауст” во многом актуален и сегодня. Наверно, есть штуки и посильнее его. Но большинство книг или фильмов ориентированы на конкретного сегодняшнего потребителя. Потом тема может потерять актуальность. Сменятся акценты. Но есть сочинения, потерявшие идейную и эстетическую свежесть, но интересные нам как документы эпохи. Вот сегодня как раз о такой киноленте и поговорим.
В 1986 году Свердловская киностудия сняла фильм “Железное поле”. Владимиру Бобылеву скоро 60 лет. Жена опасается, что могут вытурить на пенсию, и вспоминает, что паспортные данные мужа не совсем верны. Он приписал себе два года, чтобы попасть на фронт. Значит, сейчас можно поднять архивы и вернуть настоящий возраст. Мужчина крепкий, энергичный, с хорошей должности уходить на пенсию ему совсем незачем.
Впереди был отпуск, который супруги планировали провести с детьми-студентами в Крыму. Но дочка записалась в стройотряд, а сын согласился составить родителям компанию в поездке не на море, а на родину отца.
Вообще путешествие к истокам жизни всегда интересно. По волнам памяти, через шлюзы забвения. Хотя здесь авторы явно не реализовали весь потенциал. Такое ощущение, что сценарий не прошел какой-то худсовет и его спешно переделывали. Потому что сначала намечается многообещающая линия с первой любовью (напомню, Владимира сопровождает в поездке супруга), но обрывается она довольно резко и безрезультатно.
Из Холмов действие перемещается в Волгоград. Фронтовики решаются побывать на местах своей славной молодости. И художественная ценность здесь полностью улетучивается, уступая место экскурсии по Великому городу. Да, жанр этого фрагмента кинокартины - именно экскурсия. Мы видим разные части центра города (надо сказать, не очень оригинальный выбор: большинство кинематографистов выбирали те же самые локации) под рассказы дяди Гриши о том, что здесь было в 40-х.
Сцена на балконе “Интуриста”. Балкон выходит на площадь Павших борцов. Отсюда хорошие виды на парады. Героиня почему-то лишь с подсказки мужа догадывается, в какой стороне Волга.
А небольшая сюжетная линия отношений русского паренька Димы и юной немки Эрики снята в жанре целомудренной советской эротики. Новые поколения не отвечают за грехи дедов. У них есть молодость, интерес к жизни, любовь.
Эрика неплохо щебечет по-русски, охотно записывая новые слова. У советских сценаристов, как правило, были проблемы с иностранными языками: никто никуда не ездил, поэтому после окончания школы знания успешно забывались. Девушке понравилось выражение "спасибо на добром слове", и она заносит его в тетрадку. Спрашивает, так ли пишется "спасибо". Не знаю, как учили русский в ФРГ, но выражение благодарности обычно входит в первую сотню выучиваемых слов на любом языке. Сценарный прокол.
В общем, главная ценность “Железного поля” - в возможности увидеть СССР 1986 года, особенно Волгоград.
Читайте также: Дебютная роль Николая Фоменко