Найти тему

Школа от лукавого. Применимы ли педагогические идеи прошлого сейчас?

Photo by Piron Guillaume on Unsplash
Photo by Piron Guillaume on Unsplash

Думала, что склонна драматизировать. Но Адольф Ферьер, швейцарский педагог XX переплюнул всех.

И сотворили школу так, как повелел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
Он не может сидеть без движения — его принудили к неподвижности.
Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.
Он любит говорить — ему приказали молчать.
Он стремится понять — ему велели учить наизусть.
Он хотел бы сам искать знания — ему их дают в готовом виде.
И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

Хотя в 1900-х годах школы были другими. Так что может Ферьер не сильно преувеличил. Но сегодня идея начала крепнуть и разрастаться. Стали доносится лозунги: “Школа убивает природную любознательность”, “Ребёнок должен обучаться в естественной среде, а не сидеть весь день за партой”.

А потом эти же люди с радостью подсовывают детям смартфоны. Чтобы не мешал, не куда не лез, не приставал с расспросами. Быстро меняющиеся, яркие картинки это так естественно. Когда малыш тащится по дороге, согнув шею, уставившись в телефон, сразу понимаешь: развивает интерес.

А с другой стороны происходящее логично. Общее образование распространилось по экономическим причинам. Производствам требовались люди, способные двенадцать часов подряд закручивать гайку на три оборота вправо. И так совпало, что человек после обучения, мог этим заниматься. А люди, которые не ходили в школу, саботировали работу. Да, долго заниматься одним и тем же делом, неестественно для человека. Но такова цена прогресса.

Сейчас эти экономические причины исчезли. Роботы заняли место людей. И возник вопрос, что делать с таким количеством образованных. Пока рынок нашел один ответ: интернет и мемы с котиками.

Еще интересней словосочетание “творческая личность”. Якобы школа убивает творческое начало в ребенке. А если он растёт в естественной среде, то способности создавать нечто прекрасное расцветают. Как будто художникам дисциплина ни к чему. Вот только в музеях художников целые залы заполнены эскизами. Сотни карандашных рисунков, часы упорной работы - фундамент шедевра.

Когда-то меня учили: “Без труда не выловишь и рыбку из пруда.” Просто не представляю, как можно без усилий получить что-то хорошее.