Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

О «воздушном Перл-Харборе» или почему американцы отказались от ядерного удара по СССР

Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

О причинах, по которым США отказались от идеи нанесения массированного ядерного удара по СССР, написано довольно много. Наш рассказ – об одной из возможных причин, которая была осознана и прочувствована американцами весной и осенью 1951 года.

12 апреля и 30 октября 1951 года военные историки называют, соответственно, «черным четвергом» и «черным вторником» (1) для авиации США. А еще - «воздушным Перл-Харбором».

За эти два дня американские «летающие крепости» - бомбардировщики В-29 Superfortress (Суперкрепость), с которых в августе 1945 года были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, утратили статус неуязвимого оружия сокрушительной силы.

По выражению наших летчиков они превратились из «летающих крепостей» в «пылающие сараи».

12 апреля 1951 года.

В этот день 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А «Суперфортресс» вылетели в сопровождении истребителей для нанесения массированного удара по железнодорожным путям и стратегически важному мосту через реку Ялуцзян рядом с корейским городом Сингисю.

Тактика американцев была простой - массированный налет, бомбардировка и быстрый отход. В-29 сопровождали 18 истребителей F-86 «Сейбр», 34 F-84 «Тандерджет» и 24 F-80C «Шутинг Стар».

На перехват американской армады из 124 самолетов вылетели 36 советских истребителя МиГ-15, под управлением летчиков 176-го и 196-го авиаполков 324-й авиадивизии под командованием легендарного советского аса Ивана Кожедуба. Ему довелось вступить в бой с американцами еще за 6 лет до этого - в апреле 1945 года. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:

МиГ-15
МиГ-15

Современные «Сейбры» были более манёвренными, но у «МиГов» было более мощное вооружение - три пушки (две калибра 23 мм и одна - 37 мм).

Не буду пересказывать перипетии этого уникального воздушного сражения. Они подробно описаны С.М. Крамаренко и другими участниками того боя.

«Миги», как правило, атаковали противника сверху, пикируя на скорости почти в тысячу километров в час, и за 20 минут боя расстреляли 10 американских «летающих крепостей» и несколько истребителей (со слов Сергея Крамаренко – 12 бомбардировщиков и 5 истребителей). Еще 15 поврежденных бомбардировщиков сумели дотянуть до своих аэродромов, но позже почти все были списаны. Более сотни американских летчиков, выпрыгнувших с парашютами, попали в плен к северокорейцам. Мы не потеряли ни одного самолета.

Дубль два советские асы сделали 30 октября 1951 года. Одним из первых об этом бое - «черном вторнике» американских ВВС - рассказал исследователь Игорь Сейдов.

30 октября 1951 года.

В этот день американцы готовили мощный налет на северокорейские авиабазы Наамси и Таечон. Налет был детально спланирован и тщательно подготовлен. Два десятка «летающих крепостей» В-29 "Суперфортресс" и без малого две сотни истребителей сопровождения (F-86, F-84, F-80 и британские Gloster Meteor). Все шло по плану, пока в небо не поднялись 44 советских МиГ-15 из 303-й авиадивизии генерала Г.А. Лобова (его сменил в эти дни А.С. Куманичкин).

В.-29
В.-29

Наша стратегия была следующей - игнорируя сопровождающие истребители США, которые немного отстали, идти прямо на В-29.

Советские МиГ-15 «прорезали строй» американских бомбардировщиков и начали побоище.

В этом бою советские летчики из 303-й авиадивизии 64-го авиакорпуса также сбили от 10 до 12 В-29 и 4 истребителя сопровождения F-84. Наши потери - сбит один МиГ-15.

Американцы признали только три сбитых бомбардировщика в воздухе, а еще пять В-29, а также один F-84 были серьезно повреждены и впоследствии списаны.

В любом случае, "черный четверг» и «черный вторник» для американских ВВС стали шоком и трауром. На несколько дней были приостановлены полеты всей авиации, «летающие крепости» не появлялись в районе боевых действий целый месяц. После разгрома 30 октября американцы перевели свои бомбардировщики исключительно на ночные полеты и надолго отказались от использования больших групп авиации в зоне действия МиГов. А главное – не только командование ВВС США, но и американское руководство осознало, что массированные атомные удары по СССР наносить не стоит.

С.М. Крамаренко
С.М. Крамаренко

Участник войны в Корее, летчик-ас, Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко писал:

«B-29 был стратегическим бомбардировщиком, другими словами - носителем атомных бомб. В третьей мировой войне, на грани которой мы были, эти бомбардировщики должны были наносить удары по городам Советского Союза с помощью ядерных бомб. Но оказалось так, что эти огромные самолеты были беззащитны против реактивных истребителей, значительно уступая им в скорости и вооружении»[2].

[1] Не путать с "черным вторником" 29 октября 1929 года, когда на нью-йоркской фондовой бирже окончательно рухнул рынок акций.

[2] Крамаренко С.М. "Против «мессеров» и «сейбров». В небе двух войн". М. Эксмо, Яуза. 2006.