Попавшая к 25 июня 1941 года в окружение 205 моторизованная дивизия 14-го механизированного корпуса РККА не потеряла своих боевых возможностей, и способности командования дивизии умело пользоваться силами, которые были в наличии. Несмотря на то, что от основных сил дивизии был отрезан 721-ый мотострелковый полк, отвлекающий силы противника, на трассе Брест-Барановичи.
Попытка прорыва на Слоним
Немецкое командование очень беспокоила крупная часть Красной Армии, которая создавала невозможность полноценного функционирования целых трех транспортных коридоров: Брест-Барановичи, Слоним- Барановичи, Лида-Пинск. На её уничтожение планировалось привлечь моторизованную дивизию «Райх», находящуюся в резерве.
Немецкое командование планировало кинуть свои элитные части на уничтожение группы Кудюрова.
Связистам 205-ой моторизованной дивизии не удавалось связаться ни с управлением 14-го механизированного корпуса, ни со штабом 4-ой Армии РККА, чтобы получить новые указания. Выполнять последний приказ штаба армии и удерживать рубеж у реки Ясельда не имело смысла, так как моторизованные части противника обошли его с двух сторон. Полковник Кудюров принимает решение выходить на автодорогу Ружаны-Слоним, чтобы попытаться прорваться к мощной группировке войск РККА, которая там была расположена в довоенное время. Командир дивизии не знал, что на этом направлении произошла трагедия гигантских масштабов.
К 13.00 25 июня 1941 года 226-ой мотострелковый полк вместе с истребительным батальоном старшего лейтенанта Мшара вышел на окраину Ружан и вступил в бой с моторизованными подразделениями противника. Абсолютно неожиданно для командиров, наступающие бойцы РККА получили поддержку с воздуха. Немецкие позиции подверглись достаточно точной бомбардировке трех советских дальних бомбардировщика ДБ-3. Для первых дней войны точный удар бомбардировщиков ВВС РККА было редким явлением, и бойцы получили, кроме воздушной, еще и моральную поддержку. К сожалению, немецкие истребители смогли подбить две боевых машины и одного обгоревшего летчика подобрали разведчики 226-го мотострелкового полка.
Бомбардировщики не смогли помочь прорваться к Слониму
Немцы успели подтянуть к Ружанам пехотный батальон 82-го пехотного полка и 31 разведывательный моторизованный батальон, сделав невозможным прямой прорыв через Ружаны к Слониму. Да и захваченный разведывательной группой немецкий фельдфебель подтвердил, что по трассе от Слонима к Барановичам движется сплошная колонна немецких войск. А это означало, что никаких крупных боев с частями РККА в том районе не происходит.
Краткосрочное освобождение Коссово
Группа полковника Кудюрова, насчитывающая после боев около 5000 бойцов с артиллерией, автотранспортом двинулась в район Коссово, которое уже было захвачено противником. К 19.30 25 июня 1941 года частям 205-ой моторизованной дивизии удалось выбить противника из Коссово, где находился 34-ый разведывательный батальон 12-го армейского корпуса. Немцы спешно покинули городок, оставив гореть несколько бронированных машин и почти три десятка трупов.
Диверсионные группы были высланы во все направления.
Частям полковника Кудюрова удалось захватить даже интенданта из немецкого артиллерийского командования, который приехал принимать 18 новеньких советских гаубиц 203 мм Б-4, которые в мае-июне 1941 года прибыли в Коссово для формирования 612-го артиллерийского полка особой мощности. Орудия были брошены из-за отсутствия возможности их транспортировать из-за повреждения железнодорожных путей у специальной разгрузочной платформы. А из командования артиллерийского полка и военного гарнизона Коссово, где дислоцировались два тяжелых артиллерийских полка, инженерная рота и отдельная автомобильная рота ни нашлось ни одного командира, который попытался бы привести ценные орудия в негодность.
Коссово удалось освободить после серьезного боя
К сожалению, саперы моторизованной дивизии до шести утра 26-го июня 1941 года не успели выполнить приказ командира дивизии. Им удалось взорвать только стволы у семи орудий, а с остальных были сняты прицелы и панорамы. Затворы были слишком массивные, чтобы попытаться их снять.
Массовый прорыв в Выгонощанскую пущу
Вечером в Коссово состоялись похороны умершего в дороге от ожогов летчика, на котором кроме бойцов дивизии присутствовали также местные жители. Командование дивизии понимало, что только эффект неожиданности позволил им занять достаточно крупный населенный пункт во вражеском тылу. Поэтому было принято решение рано утром начать форсирование двух магистралей (автомобильной и железнодорожной) Брест-Минск по которым сплошным потоком шли немецкие войска. Цель была лесной массив в районе местечка Волька, который простирался до самых огромных болот Полесья, где не было возможности немецкому командованию эффективно применять технику и авиацию.
Было принято решение отходить в Выгонощанскую Пущу
Между 7 и 8 часами утра 26-го июня части 205-ой моторизованной дивизии, вступив по пути в бой с немецкой колонной и подорвав рельсы на железнодорожном перегоне Ивацевичи-Доманово, перешли в Выгонащанскую пущу, где можно было сделать небольшой отдых и решить, что делать дальше. Общий состав отряда был чуть более 3000 командиров и бойцов, с несколькими противотанковыми орудиями. В отряде было три сотни лошадей полученных на мобилизационном пункте. Боеприпасов оставалось на один краткосрочный бой, а продовольствия на трое суток. Благодаря местным фельдшерам, проходившим службу в медицинской части дивизии, удалось пристроить у местных жителей всех тяжелораненых бойцов. Благодаря этом отряд полковника Кудюрова двигался налегке и был достаточно мобильным…