Найти в Дзене
Незримая помощь

ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ – испытанная поколениями молитва, спасающая жизнь

ПОЧЕМУ ЭТУ МОЛИТВУ В НАРОДЕ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ «ЖИВЫЕ ПОМОЩИ»

«Живые помощи» — простонародное именование 90-го псалма, называемого так по начальным его словам: «Живый в помощи Вышнего». Псалом этот знаменит, в первую очередь, тем, что словами из него диавол искушал в пустыне Спасителя во время 40-дневного подвижничества.

Пожалуй, наиболее полное объяснение укоренившегося в народе названия молитвы дал Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго», за который 23 октября 1958 года ему была присвоена Нобелевская премия. В романе этом говорится следующее:

«В ладанке оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника от повторения к повторению. Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма «Не убоишися… от срелы летящия во дни» превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «Яко позна имя мое», — говорит псалом. А грамотка: «Поздно имя мое». «С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные, и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы».

ПОЧЕМУ МОЛИТВА ЭТА ТАК ЛЮБИМА В НАРОДЕ?

В том, как велика сила этого псалма убедилось не одно поколение христиан. Причем не только православных, но и иных конфессий. О его действенности против козней демонов и их приспешников свидетельствовали преподобные Арсений Каппадокийский и Паисий Святогорец, блаженный Феодорит и современные нам старцы - иеромонах Иосиф (Валентин Бирюков) и архимандрит Иов (Гумеров).

Псалом этот - крепкое ограждение от всякого зла, от недобрых людей и от нечистых духов. Его издревле считали псалмом защитным - молитвою воинов и воззванием о сохранении жизни в любой опасной ситуации.

-2

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЧИТАЮТ ЭТУ МОЛИТВУ

По мнению толкователей 90-й псалом следует произносить в час опасности или в минуты, когда душу одолевает неясная тревога.

Считается также, что чтение этого псалма уберегает от эпидемий. К примеру, американский теософ Генри Стил в начале ХХ века вспоминал: «Несколько лет назад один выдающийся врач из Санкт-Петербурга рекомендовал этот псалом, как лучшее средство против холеры».

Иудеи произносят его, прося Всевышнего об излечении тяжко страдающих. В традиции израильтян принято молиться за исцеление, прочитывая 47, 34 и 90-й псалмы. Дело в том, что согласно гематрии нумерация первых букв этих песнопений на иврите составляет фразу «מחלת עזוב» - «Болезнь, уйди!» И, кроме того, на иврите в 3-м стихе псалма, вместо привычного православным выражения «избавит от гибельной язвы», указано личное имя демона, вызывающего мор и чуму – «דבר». Данный псалом евреи именуют одновременно и «Песнью для пораженных», и «Песнью для поражений (врагов)».

КАК, КОГДА И НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ЛУЧШЕ ЧИТАТЬ ЭТОТ ПСАЛОМ

На Литургии 90-й псалом произносят во время 9-го часа, в личном же молитвенном обращении к Господу произносить его можно во всякое время.

Лучше всего читать молитву по-церковнославянски, ведь еще М.В. Ломоносов в трактате о пользе церковных трудов отмечал, что соотечественники имеют «к славенскому языку некое особливое почитание». Более того, он утверждал: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церьковь российская славословием Божиим на славенском языке украшаться будет».

Переживал ученый не напрасно. Современный язык, порой безрассудно заимствуя иноземные понятия, оказался преисполнен, в итоге, специфической лексики, жаргонизмов и иноязычных выражений. Современная речь настолько видоизменена, что порой не имеет достаточно точных понятий для отображения богословского смысла некоторых церковнославянских слов. Язык же церковнославянский создан святыми Мефодием и Кириллом для богослужений, сохранившими в нем все правила языка греческого. Именно этот язык сформировал во многом нашу отечественную культуру и менталитет. Этим языком молились угодники Божии, и потому он является носителем благодати, касающейся сердца всякого искренне взывающего к Владыке Вселенной. Поэтому так важно верующим обучаться церковнославянской азбуке - самостоятельно или в воскресной школе.

Преподаватель Саратовской семинарии иеромонах Серафим (Баранов) суть приоритета церковнославянского языка для верующих поясняет так: «Церковнославянский — это богослужебный язык. Он охватывает духовную сферу бытия — ту область, которая для каждого человека может быть открыта ровно настолько, насколько тот может в себя вместить. В Церкви существуют таинства. Почему они так названы? Потому что какие-то вещи человеку понять невозможно — например, каким образом вино и хлеб претворяются невидимым образом в Тело и Кровь Христовы или как происходит очищение души от грехов в таинстве Покаяния. И многое другое невозможно вместить разуму человеческому, это остается тайной, и поэтому язык, говорящий о таких вещах, всегда будет таинственным и немного загадочным».

*Если слова псалма непонятны, необходимо найти их значение в словаре. Можно, разумеется, произносить их и на языке современном, если все же возникают сложности в понимании смысла церковнославянских слов.

Произносят псалом столько раз, сколько требует душа человека. Люди свидетельствуют, что в момент опасности они беспрестанно произносили эту молитву, не считая количество повторений, - до тех пор, пока опасность не отступала, и стихи этой защитной песни не сменялись в их сердце хвалою Спасителю.

-3

ОТКУДА ПОШЛА ТРАДИЦИЯ ЧИТАТЬ ЭТУ МОЛИТВУ 40 РАЗ

В Священном Писании числа часто имеют значения символичные, в которых заключен определенный богословский смысл. Есть такой смысл и у числа «40», неоднократно упоминаемого в различных частях Библии.

Так, пророк Моисей 40 дней пребывал в общении с Богом на Синае, вразумляясь наставлениями Премудрого Создателя; 40 дней проливались на землю воды потопа, уничтожившего всякую тварь; 40 лет потомки Иакова странствовали по пустынной местности, прежде чем Господь позволил им вступить в землю Обетованную.

Исследователи подсчитали, что данное число упоминается в Писании 150 раз. Правления царей Давида и Соломона, в которые произошел расцвет Израильского Царства, продолжались по 40 лет. Спаситель пребывал в пустыне, искушаемый диаволом, 40 дней, и 40 дней пребывал Он среди учеников до Своего Вознесения. А еще по иудейским законам, как свидетельствует книга Левит, женщина, родившая сына, должна проходить очищение 40 дней, а родившая девочку – 80 дней (40+40).

Во времена пророка Ионы сорокадневный период был дан ниневитянам для покаяния. Библия повествует о тех днях: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:4).

Так что число это совсем не простое.

-4

На Руси тоже издревле было известно выражение «сорок сороков». Означало оно наиболее полное множество, преисполненность чего-либо. В старину жители пользовались даже особыми мерами - «сороками» - для подсчета ценных меховых шкурок. И также называлась мелкая денежная единица до введения на Руси гривен.

Иеромонах Иов (Гумеров) о числе этом поясняет следующее: «Число сорок многократно встречается в Библии и символизирует полноту. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: четыре (символ пространственной законченности видимого мира) и десять (символ относительной завершенности). Последнее число в свою очередь может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: три и семь. В результате число сорок выражает собой совершенную полноту».

Оттого, вероятно, и появился благочестивый обычай в тяжелейших ситуациях произносить эту молитву 40 раз. Как вспоминал в книге «О псалме 90» иеромонах Иосиф (Валентин Бирюков): «Еще мой дед научил меня, как лучше читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго». По 40 раз ежедневно!»

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБЫЧАЙ НОСИТЬ НА СЕБЕ ПОЯСА И ЛАДАНКИ С 90-м ПСАЛМОМ

-5

С давних пор существует в народе обычай носить при себе текст этого псалма. Носят его, как правило, в нагрудном кармане или на поясе. Носят также в ладанке на шее. А во время войны солдаты зашивали его в ворот гимнастерки, носили под касками или же повязывали таким поясом голову.

Однако следует прислушаться к наставлениям церковнослужителей, поясняющих, что обычай носить на себе предметы с текстом молитвы «Живый в помощи» является лишь суетной традицией, если у человека отсутствует притом упование на Создателя и вера в Него, как в Бога Спасающего. Бесполезно носить на себе эти строки для защиты, как оберег или амулет, поскольку для Защиты Божией нужны не предметы, исписанные священными текстами, а добродетели веры и надежды на покров Небесного Владыки. Одни же слова, сами по себе, защитного свойства не имеют, если они не соединены с чувством сердца. Человек получает защиту только при условии абсолютного доверия Господу и полной покорности Его Воле. Святые учителя учат ограждать себя не поясами, а верою и упованием – самыми надежными «броней и кольчугой».

-6

Для того, чтобы находиться под надежной сенью Всевышнего, необходимо не только верить в Него, но и соблюдать данные Им христианам законы.

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПСАЛМА И НЕКОТОРЫЕ ЕГО ТОЛКОВАНИЯ

Суть этой молитвы - утверждение, что всякий, уповающий на Создателя, находится под Его надежнейшей защитой и имеет возможность превозмочь Силою Божией всякие искушения нечистых духов. В псалме содержится призыв верующим укрыться под сенью Всевышнего и во всем довериться Небесному Отцу.

Однако благодать Божественная даруется не всякому, а лишь тому, кто принял Искупителя в сердце, и кто сам сделался уделом Его, перестав ходить собственными путями, не оскорбляя Духа Божьего нарушением заповедей Творца. Защита и покровительство обещаны только тем, кто согласует свою волю с Божьей Волей, и кто свои усилия согласует с Промышлением Вседержителя.

Версии создания 90-го псалма у иудеев и у христиан различны. Израильтяне издревле считали его автором пророка Моисея, который, войдя на Синае в общение с Господом, увидел там прообраз скинии. Тогда, по их мнению, он и составил это песнопение, призывая войти в возведенную скинию потомков Авраама «под кров Всевышнего и сень Всемогущего». Иудеи утверждают, что, общаясь с Премудрым Творцом, пророк видел также духов ангельских и демонов, враждебных человечеству, и, находясь в дивном том созерцании, под покровом Владыки Небесного, защитившего его от духов злокозненных, составлены были им стихи этой благословенной песни. Она явилась в дальнейшем благословением строителей скинии, к которым не могли приблизиться демоны и повредить их трудам.

По иудейскому поверью, св. Моисей защищался словами данной молитвы, когда, восходя на Сион, проходил через темное облако хотящих навредить ему бесов. Согласно их представлениям, в данном псалме заключены три благословения: в стихах 1-10 – отеческое благословение, в стихах 11-13 – благословение матери, в стихах 14-16 – благословение Небес.

-7

В греческой и славянской традициях авторство молитвы приписано святому псалмопевцу Давиду, вознесшему словами данной песни хвалу Творцу за избавление иудейского народа от моровой язвы.

В псалме перечислен ряд угроз, которых избежит человек, полагающийся во всем на Небесного Владыку. Кроме зримых врагов, «аспидов, льва и дракона», там указаны и некоторые враги скрытые, о которых учителя Церкви давали особые пояснения.

Среди них:

*Словеса мятежны. Это слова смущающие, пленяющие душу и вводящие ее в состояние невозможности правильно воспринимать окружающие события. Церковнослужители сравнивают их воздействие с водным возмущением: подобно тому, как в гладкой поверхности воды окружающие предметы отражаются правильно, так и спокойною душою человеческой правильно воспринимаются всякие происходящие вокруг него вещи. Но стоит только ветру смутить водную гладь дуновением, как картина окружающего мира в ней разбивается. Подобно и мятущаяся душа человеческая: смущается и перестает воспринимать адекватно окружающую реальность.

*Вещь, во тьме приходящая. Священник Михаил Преображенский разъясняет это понятие так: «Вещь, в данном случае, слово, связанное с понятием «вещать». Это замысел чей-то, который готовится, чтобы под покровом тьмы его реализовать. Это, когда есть совещание (против человека), и что-то уже по нему заготовлено».

*Срящ. Старинное слово, производное от старославянского «сретение» (встреча). Означает оно «встречающего», в данном тексте – «встречающего в засаде», «подготовившего засаду», «замаскировавшегося».

*Бес полуденный. Под этим именованием в песнопении подразумевается упоминаемый нередко старцами демон уныния и лености, нападаемый на душу человеческую около полудня, и смущающий ее скукой и тоской. Такой демон, по мнению толкователей, смутил псалмопевца Давида, возбудив его ко греху прелюбодеяния. Это один из наиболее опасных духов злобы. Иудеи называют его Кетеф Марилий, что значит «горькое разрушение». В Торе говорится, что он волосат и имеет много очей, и что, попав под его воздействие, человек неминуемо погибает. Прп. Евагрий характеризует его так: «Он усиливает свою атаку на монаха около четвертого часа (то есть ок. 10 часов утра) и продолжает осаждать душу до восьмого часа. Прежде всего, он создает впечатление, что Солнце, еле-еле, если вообще передвигается по небосклону, и что в сутках 50 часов. Затем он принуждает монаха постоянно выглядывать в окно, выходить из кельи, пялиться на Солнце, чтобы определить, долго ли еще до девятого часа. Далее он вселяет в сердце монаха ненависть к монастырю и самой жизни, к ручному труду».

Интересно, что сила его проявляется лишь в первой половине суток (по-современному до 15 часов), а затем его сменяет другой демон, именуемый иудеями Кетеф Ешут.

В псалме сказано также о камне, о который не преткнется находящийся под покровом Царя Всемогущего. Помимо буквального значения данного изречения, отцы Церкви подразумевают под камнем согрешения человеческие, являющиеся препятствиями для всякого восходящего по Пути Спасения. А ветхозаветные пророки считали краеугольный камень образом Искупителя. Поэтому данное выражение звучит из уст автора как предостережение израильскому народу о грядущем великом отступничестве – отпадении от Господа через непризнание Его Сына.

-8

О ПОМОЩИ ПСАЛМА НА ВОЙНЕ И В МИРНОЙ ЖИЗНИ

Реальные истории людей

Известный проповедник Чарльз Сперджен посвятил 90-му псалму несколько работ. В одной из них он вспоминал гнетущие события 1854 года, когда Лондон погрузился в эпидемию холеры:

«Многие члены нашего прихода заболели и лежали при смерти. Меня вызывали к больным постоянно, и почти каждый день мне приходилось бывать на кладбище. Через какое-то время я почувствовал, что во мне накопилось физическое и духовное истощение. Мои друзья умирали один за одним, и мне уже начинало казаться, что и меня ждет та же участь. Однажды в разбитом состоянии я возвращался домой с похорон, когда внезапно мое внимание привлекла к себе надпись на витрине мастерской сапожника. Торговые объявления меня не интересовали, но то, что я прочел, не имело никакого отношения к торговле. Красивым почерком на витрине были выведены слова из 90-го псалма: «Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему». Воздействие этих слов на состояние моего духа было молниеносным. Разгоревшаяся в сердце вера приняла эти слова за истину, и я почувствовал себя бессмертным, могучим и неуязвимым. Храня эти слова внутри и постоянно повторяя их, я продолжал свои посещения со спокойным и безмятежным духом, не испытывая ни малейшего страха. Господь, действительно, оградил меня от всякого вреда. Я признаю, что в тот день эта спасительная надпись была помещена в витрину сапожника Волею Провидения, и благодарю Господа Бога моего за то, что Он чудесным образом придал мне сил и спас меня».

Рассказ Тамуны Ч., опубликованный в 2005 г. в тбилисском издании «Квирис палитра»:

«Этот случай произошёл во время Великой Отечественной войны. Рассказала мне его моя бабушка. Был 1942 год. Семья моей бабушки – прадед, мать, отец, братья и сёстры со своими детьми – жили в маленькой деревне на Украине. Немцы вошли туда зимним морозным днём. Подожгли дома, а выгнанных на улицу жителей стали расстреливать из автоматов. Как только в деревне начался этот кошмар, мой прадед снял со стены деревянный крест, спрятал за пазуху и повёл всю семью в сарай во дворе. Он прикрепил крест на стену, встал на колени и сказал всем сделать то же самое. Дед стал читать псалом 90-й. Все подхватили. С улицы слышались автоматные очереди, крики и стоны умирающих. Сарай уже загорелся снаружи. Вся деревня стала как большой костёр. Постепенно снаружи всё стихло. Прадед и его семья продолжали читать псалом, несмотря на удушливый дым внутри. Постепенно стены сарая превратились в угли и рухнули. Но вся семья уцелела. Немцы вскоре покинули деревню, уверенные, что никого в живых не осталось. Прадед разгрёб угли, достал почти не тронутый огнём крест и снова спрятал его за пазуху. Спасённые воздали хвалу Богу. Потом семья покинула сожжённую деревню, в которой невозможно было найти даже лопаты, чтобы похоронить останки расстрелянных. С тех пор бабушка всегда носила на шее в кожаном мешочке 90-й псалом. Её похоронили вместе с ним».

Рассказ сестры летчика:

«Хочу поделиться с вами чудесным спасением моего брата. Он служил на Кольском полуострове. Очередной взлёт прошел как обычно. Полная заправка горючим. Но вскоре загорелось табло "ПОЖАР". Брат предпринял нужные действие, табло потухло, но через несколько минут снова загорелось. Брат связался с диспетчерской и получил приказ – немедленно катапультироваться... Это означало бросить боевую машину… А он с самого детства мечтал стать лётчиком, и Небо было для него - ВСЁ! Для себя он решил, что машину не оставит. Один двигатель вышел из строя... Брат искал решения этой ситуации, единственного и правильного решения. Полный бак топлива, а под ним Мурманск. Он как-то мне рассказывал, что за те напряжённые минуты вся жизнь пробежала перед его глазами, словно кинолента. И тут он вспомнил, что в нагрудном кармане у него была молитва "Живый в помощи...", от руки написанная мамой на тетрадном листочке. Возможно, впервые он обратился в ту минуту за помощью к Богу: "Господи, помоги мне и сохрани боевую машину..." Топливо было почти на нуле. Крыло тоже повредилось пожаром... Не выходят поврежденные пожаром шасси... Но надо сесть! Обязательно дотянуть до аэродрома!.. Он приземлился... на брюхо, как у них говорят. Слава Богу за всё! Это даже тяжело представить. За смелость, мужество и героизм Лучков В.В. награждён был Орденом "Красная Звезда 2 ст." и именными часами».

Рассказ р. Б. Татианы:

«Перед тем, как уйти на фронт в Отечественную войну, бабушка зашила молитву 90-й псалом Давида моему дедушке в гимнастерку, и дедушка вернулся с войны в 1945 году. Приехал из Германии живой и без ранений. Он рассказывал, что когда шли в наступление, падали убитыми наши солдатики буквально рядом, но Слава Богу, пуля не коснулась его и других солдат, верующих в Бога и имевших эту молитву. Сейчас очень непростое время. С одной стороны США накачивают истерию о войне, с другой пандемия. Люди! Верьте в Спасителя и выучите наизусть 90-й псалом "Живый в помощи", и наша сугубая (общая) молитва будет услышана Богом. Вера в Бога остановит зло. Спаси, Господи, и помилуй нас, православных русских христиан многострадальной русской земли!»

Рассказ Надежды Котковой:

«Выучила (90-й псалом), когда у мужа инсульт произошёл, читала его по 40 раз и сейчас иногда читаю, особенно когда на душе плохо. Муж живой, правда, передвигается на ходунках, но ест сам, и все делает сам, уже 6 лет. Слава Богу за всё!!!»

Рассказ Светланы Комаровой:

«Этот псалом когда-то мне дала бабушка, переписанный её рукой на тетрадном листочке, когда я поступала в университет. Прочитывая его перед каждым экзаменом, я заворачивала его в полиэтиленовый пакетик и прятала на теле, на груди. Всегда брала с собой. С ним я сдала все экзамены на отлично и набрала даже два дополнительных балла для поступления. С тех пор я поступала так перед каждым экзаменом и всегда сдавала все с первого раза. Псалом 90 бабушка давала и деду, и своим детям, идущим на фронт во время ВОВ. Все шестеро вернулись домой живыми и здоровыми. Хотя и имели ранения, особенно мой дядя разведчик. Всех их спас Псалом 90 "Живые помощи..." С тех пор я не раз убеждалась в его силе и действенной помощи. Проверяла его даже по пустякам, сработает или нет, прости меня за это, Господи! Но всегда помощь и защита приходила незамедлительно... Хотя тогда я и не была особенно набожной, но верила, что что-то там, определённо есть! Может не в том виде, как мы себе представляем, но есть. И нас слышат высшие силы или Вселенная или... Бог...По вере вам и воздастся! И ещё я убедилась, что не всегда Бог даёт то, что просишь. Но он всегда даёт то, что тебе нужно. По прошествии лет я в этом убедилась не раз. От скольких бед и проблем Он уберёг меня, не выполнив каких-то моих желаний! Не даром говорят: «Бойтесь своих желаний, ибо они могут исполниться...» Моя жизнь по воле Божьей сложилась не так как я хотела, НО ГОРАЗДО ЛУЧШЕ!»

Сообщение Галины Полевой:

«Мне псалом 90 помог зимним вечером выбраться из леса с поврежденными ногами. Вокруг было темно и никого рядом не было, телефона тоже».

Рассказ г-жи Ярановой, опубликованный на интернет-портале «Смотри в себя»:

«Этому псалму меня учила моя бабушка. Она всегда говорила, если выучишь его наизусть, то ничто к тебе плохое не прилепится, и Господь всегда тебе будет в помощь. Я выросла, нашла бабушкину тетрадочку с молитвами и выучила. Долго он мне не давался наизусть выучить, но потом с усердием стала учить и за месяц выучила. Сейчас хочу сказать: действительно, в трудных ситуациях читаю псалом 90 и всё, Слава Богу, идёт, как по маслу. Даже не понимаешь, как так разрешилось всё то, что никак не могло разрешиться: а тут, раз! И всё стало на свое место… Удивительно! Господь помогает, это я знаю».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И все же верующие нередко задаются вопросом: «Разве не бывает так, что и благочестивые люди не только оказываются в бедственной ситуации, но и тяжело болеют, и жизнь их обрывается?» На это учителя Церкви отвечали, что человек, находящийся под покровом Божиим, разумеется, не вечен, как и все прочие земные творения, однако жизнь такого человека не прервется внезапно, пока он не выполнит возложенное на него Господом предназначение.

-9

#религия #православие #эзотерика #семья #мобилизация