Один из каналов завершил показ сразу двух долгоиграющих сериалов – бразильского «Семейные узы» и турецкого «Черная любовь». Сериалы буквально следовали один за другим. И это позволяло сравнивать сериалы по свежим впечатлениям от обоих.
Что же между ними общего и различного?
Общей для обоих сериалов являлась главенствующая тема сюжета – любовь, продирающаяся сквозь препятствия.
Пожалуй, это все. В остальном одни различия.
Итак, первое, что сразу бросалось в глаза при переходе из «Бразилии» в «Турцию» - избыточность грима в турецком сериале.
В бразильском грим естественен. Он адекватен ситуации, он ее отражает, подчеркивает, визуализирует. Герои предстают в разных образах дома, на празднике, на работе, на отдыхе, во время ссор или примирения.
В турецком сериале грим – величина постоянная и красочная. Героини вне зависимости от времени суток и места пребывания (день, ночь, офис, спальня, улица, тюрьма) неизменно с макияжем с акцентом на ярко и чрезмерно ярко накрашенных губах. Укладка их волос за редким исключением безупречна, одежда – только из-под утюга. Герои – мужчины выглядят, как на выходе от барбера. Иногда создается впечатление, что и у них на губах есть чуточку блеска.
Внешне турецкий сериал напоминает фильмы середины 20 века, когда даже ковбой в прерии гонялся на верном скакуне за коровами в начищенных до блеска сапогах без единой пылинки и капли навоза, а в эти сапоги были заправлены брючины с идеальными складками.
А что с содержанием, которое может захватить так, что и все внешние неровности разгладятся? И здесь слово «чрезмерно» является определяющим.
Героям нет отдыха. Ни прилечь, ни перекусить. Только добрались до кровати или сели за стол, звучит сигнал тревоги. Снова кто-то к кому-то проник в дом, квартиру, контору, подделал или умыкнул документы. Опять кто-то кого-то подставил или, того хуже, отравил, поджог или сбил машиной. Опять кто-то где-то с кем-то тайно встречается и в связи с этим надо немедленно выдвигаться. Или кто-то кого-то увидел там, где того не должно быть. И снова общий сбор, разработка плана для перехвата инициативы. И снова в путь-дорогу.
В бразильском сериале ощущается течение жизни, в которой, да, случается всякое. И то, что происходит в сериале, вполне может произойти в реальности. Этим сериал захватывает, заставляет сопереживать героям, ждать развязки.
Действо в турецком сериале – это утомительная, выматывающая гонка преследования двух противоборствующих сторон. Может ли такое случится в реальной жизни. Вряд ли. Жизнь на постоянном взводе невозможна ни физически, ни психологически.
Постоянный взвод и беготня на экране, переизбыток эмоций в итоге утомляют и надоедают. Действия сторон с каждой серией становятся все более схематичными и предсказуемыми. В какой-то момент перестает быть интересна даже развязка этой драматичной истории.
Однозначно проигрывают «турки» «бразильцам» и в музыкальном оформлении. Музыка к заставке фильма «Черная любовь» великолепна, но только она одна и варьируется в течении всего сериала. Она принадлежит всем, в итоге никому, поэтому не вызывает никаких ассоциаций с героями и сюжетными линиями.
Музыка в бразильском сериале рассказывает историю героев. Для каждой сюжетной линии она своя. Для каждого поворота сюжетной линии у нее своя тональность и интерпретация. Вместе с героями музыка грустит, радуется, негодует, тревожится. размышляет. Не видя происходящего на экране, но слыша музыку, легко понять, чья сюжетная линия развивается сейчас на экране и в каком эмоциональном направлении.
И, наконец, игра актеров – то основное, к чему прилагаются все остальные составляющие фильма – костюмы, грим, музыка, антураж.
Здесь бразильский сериал в безоговорочных лидерах. Актеры всех эшелонов – от первого с главными персонажами до последнего с эпизодическими ролями играют великолепно. Они эмоционально убедительны, жизненно достоверны. Они по-настоящему переживают и чувствуют в образах своих героев.
Большая часть актеров турецкого сериала играет переживания и чувства и получается это у кого с переменным успехом, у кого и вовсе без оного. На этом тусклом фоне выделяются единицы. В основном за персонажами видны актеры, а не наоборот. У некоторых актеров не меняется выражение лица на протяжении не только серии, но и всего сериала.
В целом турецкий сериал «Черная любовь» напрашивается на схожесть с традиционным индийским кино, в котором любовь и драма переплетаются с песнями и танцами, а их экспрессия сравнима с бьющими в глаз красками одежды и украшений.
Бразильское кино – это оптимальный баланс всех составляющих телесериала – от сюжета до грима.
Тем не менее телесериал «Черная любовь» в 2017 году получил премию «Эмми» в номинации «Лучшая теленовелла года.
Так что в заключении остается процитировать вековую истину: на вкус и цвет товарищей нет.