Анатолий Ляпидевский стал в конце тридцатых годов прошлого столетия героем на всю страну. Его участие в спасении челюскинцев стало настоящим подвигом.
Летчик стал первым в СССР, кому вручили Золотую Звезду Героя. Он так и останется в советской и российской истории человеком, который получил высокое звание под номером один за спасение нескольких десятков людей с дрейфующей льдины.
Вроде бы его считали национальным героем, но потом его биографию для чего-то засекретили. Для чего власти поставили на его деле гриф секретности?
Хотел стать моряком, а направили в летную школу
Знаменитый летчик родился в 1908 году в семье, где отец был священнослужителем. Если бы не большевики, то он бы пошел по стопам своего родителя. Его детской мечтой было стать моряком.
Он видел их в своей деревне, когда они были на постое, и с тех пор у него было сильное желание ходить в морской форме и плавать на кораблях. Его не взяли в морской флот по простой причине.
Он имел родство со священником. Ему посоветовали взять рекомендацию в местной комсомольской ячейке, чтобы повысить свои шансы на поступление на морскую службу, но вместо этого он получил направление в летную школу.
Он учился на пилота в Ленинграде, а потом в Севастополе, чтобы стать боевым летчиком. Дальше его биография всем известна. Ляпидевский участвовал в спасении челюскинцев, которым грозила неминуемая смерть. Советские пилоты спасли их и за своей героизм были все представлены к званию Героя СССР. Первым в списке награжденных шел Анатолий.
Потом была Великая Отечественная, где он также проявил себя. В послевоенное время про его судьбу уже не так просто было узнать. Это сейчас архив рассекретил его дело, а тогда никто не мог понять куда, исчез легендарный летчик.
Биография под строгим секретом
Гриф секретности лег на личное дело Ляпидевского с момента его поступления в академию Жуковского, когда он захотел стать инженеров, а впоследствии конструктором в авиационной области.
Кстати перед самой войной с нацистской Германией Анатолия назначили директором омского авиационного завода, где производили Яки и Ту. Уже в мирное время он получил должность в Госконтроле Советского Союза. Тогда он стал человеком, который относился к партийной элите страны.
Его карьера стремительно пошла в рост и он даже побывал заместителем главы авиационной промышленности. Правда, его через несколько месяцев сняли по неизвестной причине. Все думали, что он просто попал в немилось власть. А в реальности все оказалось немного иначе...
Его назначали руководить предприятием, где разрабатывались ядерные заряды к атомным бомбам. Это был никому не известный завод под номером двадцать пять. Если кто-то о нем слышал, то он знал, что там выпускают оборудование и вооружение для военной авиации.
Анатолий Ляпидевский неоднократно сам ездил на испытания ядерных зарядов. Скорее всего это стало основанием для его засекречивания, чтобы никто не узнал, чем занимается на самом деле бывший летчик. За этот период времени он несколько раз был повышен в генеральских знаниях и удостоен нескольких орденов.
Само по себе участие в спасении челюскинцев дало Ляпидевскому большие возможности в дальнейшем при продвижении своей карьеры. Кроме почета и славы он смог добиться высокого положения в обществе и стать одним из ведущих конструкторов при разработке не только самолетов, но и ядерного оружия.