Фильм «Загадочный пассажир» (1959) в оригинале назывался «Поезд», что с одной стороны более точно передавало его суть, но было менее привлекательным для проката. Опять же указанным пассажиром мог быть не только облаченный в большие черные очки главный герой этой ленты, но и любой из оказавшихся в железнодорожном составе, который следовал из Варшавы на курортное побережье Балтийского моря.
Поводом пересмотреть эту удивительную кинокартину стал разговор с одной из наших читательниц, которая верно подметила, что «Загадочный пассажир» обладает ярко выраженной нуарной атмосферой. Если не знать, что его сняли в Польше, то можно было бы предположить, что это был французский проект, вдохновленный порывами «новой волны», апостолы которой в известной степени любили использовать криминальные сюжеты. Чего только стоят творения Годара (светлая ему память) «Альфавиль» и «На последнем дыхании».
Впрочем, в данном случае создателем картины был прославленный режиссер Ежи Кавалерович. Он уже обращался к криминальным сюжетам в более ранней и напоминающей нуар ленте «Кто он?» («Тень»), фабула которой опять же была связана с железнодорожной тематикой. Хотя это нельзя было назвать новшеством - подобное мы уже могли видеть и в «Леди исчезает», и в «Незнакомцах в поезде», и в «Убийстве в Восточном экспрессе».
Тут весьма наглядно продемонстрировано различие между поездом в нуаре и, например, в том же самом вестерне. На «Диком Западе» взгляд на составы дается снаружи, то есть они как бы являются объектом некого действия (обычно ограбления). В нуарах и триллерах поезда чаще всего явлены зрителю «изнутри», то есть он превращаются в субъект сюжета, а именно, заставляют жить героев по предложенным им в данной локации законам.
Поезд, точнее говоря, перемещение в нём как метафора человеческой жизни многократно использовалась в кинематографе. Однако у Кавалеровича это явлено прямо-таки с болезненной очевидностью. Вы видите не только самых различных людей, но и то, что, став пассажирами, они обретают новые функции. Ещё недавно, пребывая на перроне, у них была какая-то иная жизнь. Но, очутившись в вагоне, они принимают на себя новые условия Бытия.
В какой-то момент по переполненному эшелону проносится слушок, что, дескать, в составе находится убийца. Для его ареста даже «поднялся на борт» усиленный наряд милиции. Понятное дело, подозрения падают на самого неразговорчивого и кажущегося таинственным обладателя тёмных очков. Не зря же он прячет свои глаза…
Впрочем, толпа очень легко меняет свои настроения и представления. И стоит ей вырываться за рамки дозволенного, то есть оказаться за пределами вагона, как она становится неуправляемой, подчиненной только первобытным инстинктам. Если вначале наличие преступника вызывало робкие опасения, то затем большая часть мужчин превращается в загонщиков.
Сцена бешеного преследования убийцы по старому кладбищу невольно вызывает в памяти эпизоды из фильма Фрица Ланга «М – город ищет убийцу». Злодей затравлен и может издавать лишь жалобные звуки. Смыкающаяся над ним толпа походит на зомби из фильмов ужасов, что готовы растерзать свою жертву.
Но стоит только отойти азарту охоты, как люди начинают стесняться своих прошлых поступков. Отнюдь не случайно пародийный возглас: «Не возьмете!» - брошенный уже в вагоне, заставляет не улыбнуться, а содрогнуться, невольно стыдясь своих прошлых действий, хотя в самом по себе задержании преступника не было ничего предосудительного.
Возвращение в вагон будто бы символизирует уход в размеренную жизнь. Не случайно в поезде смог всё-таки заснуть бывший заключенный концентрационного лагеря, которому в полках вагона неизменно чудились нары Бухенвальда. Хотя были и те, кто пропустил «эту нервную ночь», они просто проспали все события, чуть было не миновав станцию назначения. После чего опустошенный и одинокий поезд двинется в депо.