Вы знаете, что великий балетмейстер Игорь Моисеев еще в девяностопятилетнем возрасте демонстрировал на репетициях сложные па танцовщикам, которые уверяли, что невозможно станцевать так, как он требует? Так что его не зря называют хореографическим феноменам ХХ столетия.
Внезапный дар адвокатского сына
Подростковая уличная жизнь Москвы начала 20-х была бурной. Когда 14-летний Игорь принял участие в уличной драке, отец решил, что хватит! Так и в дурную компанию недолго попасть. Отвел сына в частную студию старой балерины Мосоловой – не будет болтаться по улицам, а заодно осанку выправит.
Мосолова, ранее танцевавшая в Большом, через пару месяцев поняла, что в ее руках оказался бриллиант-самородок! И собственноручно препроводила его в государственный балетный техникум. Через 4 года молодого танцора пригласили в кордебалет Большого театра. С первой зарплаты он купил в «Мюре и Мерилизе» чайник – старенький домашний приходилось перед каждым кипячением «латать» оконной замазкой…
Самый юный балетмейстер в истории
Балетмейстером Большого Моисеев стал раньше, чем солистом – невероятная «дерзость». Танцор кордебалета в свободное время помогал друзьям из студии Рубена Симонова ставить танцы. Там его увидел завлит Гусман, влиятельный в Большом человек. В театре как раз был «затык»: никак не могли сдать худсовету (куда входили тогда представители публики) новаторский балет «Футболист». Похоже танцовщики, пытающиеся изобразить футбольный матч, настоящих болельщиков не убеждали….
Гусман предложил поставить танец Моисееву:
Я отказывался, даже говорил, что мама не позволит… Но Гусмана не проведешь – сам позвонил маме и не оставил мне выбора. В результате, балет приняли, он около двух лет продержался в репертуаре.
Новое искусство новой страны
К тридцати годам у Моисеева начала складываться собственная концепция нового жанра сценического искусства. Он задумал совместить самобытность фольклорных танцев со строгой классикой профессиональной хореографии и симфонической музыкой.
Заниматься этим можно было бы и в Большом, но к тому времени творческая жизнь Моисеева в театре стала довольно сложной. Новые руководители видели в нем конкурента и всячески пытались «задвинуть» чрезмерно креативного танцора. Кто-то посоветовал ему поделиться идеей с Молотовым. И даже помог передать заявку на создание профессионального ансамбля народного танца. Молотов ответил:
Очень плодотворная идея. Дать автору поручение заняться ее реализацией
Спины не гнул, прямым ходил…
Моисеев стал заметной фигурой, в том числе, в ЦК. Берия поручал ему ставить популярные в 30-е парады физкультурников на Красной площади. Ни один кремлевский концерт не обходился без ансамбля Моисеева. Игорь Александрович Моисеев не раз встречался на приемах со Сталиным. Вспоминал об этом так:
Наш коллектив он любил, всегда приглашал. Однажды подошел прямо к мне и спросил, не нуждаемся ли мы в чем-то. Я сказал – репетировать негде. Нам не любили предоставлять помещение: пара репетиций и конец любому паркету… Он тут же поручил решить вопрос секретарю Московского горкома. Но в число приближенных я никогда не пытался попасть… Хотел оставаться независимым
Даже в партию не вступил! 18 раз ему это настойчиво предлагали:
Я каждый раз отвечал, что верю и буду верить в Бога, поэтому не готов идеологически. А когда говорили что-то вроде «Ну и как беспартийный человек может руководить таким коллективом?!», отвечал : «А каким образом партийность влияет на качество хореографии?»
Шахматы и военный билет
Игорь Моисеев любил шахматы. В молодости в Большом у него был постоянный партнер – начальник военного стола. Однажды Игорь поделился с ним проблемой: ему не выдали военный билет, как потомку дворянина, сочли, что он «родину защищать недостоин». А это – прямой путь в «лишенцы». Как быть? Тот посоветовал подать на его имя заявление об утере билета. И, пользуясь бюрократической неразберихой, выдал новый.
Защищать родину с оружием в руках Игорю Александровичу не пришлось. Но в годы Великой Отечественной войны он регулярно перечислял выручку от выступлений на нужды фронта.
«Танцевальная пропаганда»
Ансамблю народного танца Моисеева производил фурор на всех зарубежных гастролях. Все поражались тому, насколько точно воспроизведены народные танцы, и насколько они при этом выглядят современными. Однажды в США одна газета написала, что все танцоры, разумеется, чекисты. На что другая ехидно парировала:
Представляете, как тогда у них танцуют настоящие артисты, если чекисты на такое способны!
Игоря Александровича уже 15 лет нет на нашей Земле. А Балет Игоря Моисеева живет и творит хореографические чудеса. Маэстро мог бы гордиться своим наследием, правда?