В фильмах про шпионов часто упоминается «сыворотка правды», с помощью которой из человека помимо его воли можно вытянуть любые сведения. Разбираемся, существуют ли такие препараты на самом деле
Содержание
- Что это такое
- Какие вещества так называют
- Как они работают
- Применяют ли ее сейчас
Что такое «сыворотка правды»
Сыворотка правды — это препарат, под воздействием которого любой человек должен говорить только правду даже помимо своей воли. На самом деле «сыворотки правды» в этом смысле не существует. В разные времена этим именем называли различные вещества. И ни одно из них так не было признано достаточно эффективным.
Само название «сыворотка правды» (truth serum) не имеет никакого отношения к медицинскому термину «сыворотка» — жидкая часть крови без элементов, которые ответственны за ее свертывание. Это броское имя было придумано американскими журналистами в начале XX века, когда стало известно о первых экспериментах с веществами, которые якобы «развязывали язык» преступникам.
Как возникла идея «сыворотки правды»
В начале 1900-х годов акушеры в качестве наркоза для пациенток использовали скополамин — растительный алкалоид, содержащийся в некоторых растениях семейства пасленовых. Вколотый вместе с морфином, он вызывал расслабление и «сумеречный сон» — особое состояние, при котором сознание не теряется, но человек становится нечувствительным к боли. Такой метод анестезии был довольно популярен в Германии и США.
Первым, кто придумал использовать скополамин для допроса обвиняемых, стал врач Роберт Хаус (Robert Ernest House) из Далласа, штат Техас. Он специализировался на акушерстве, и кроме того, проводил исследования в области психических расстройств. Хаус заметил, что женщины под воздействием скополамина начинали охотнее рассказывать о личной жизни, а когда им задавали вопрос, честно на него отвечали. Хаус объяснял это тем, что под воздействием препарата у них просто не было сил выдумывать ложь [2]. Он испробовал скополамин и на психических больных. По словам Хауса, пациенты не только входили в особое психическое состояние, делающее их откровенными, но и теряли самоконтроль, потому что препарат подавлял их нормальные реакции [3].
Хаус тесно сотрудничал с криминологами, используя свою «сыворотку правды» для определения виновности обвиняемых в преступлениях. Он собственноручно вводил препарат подозреваемым, выступал с докладами, а пресса широко освещала процессы, в которых он принимал участие [4].
Доктор Роберт Хаус, первым открывший «сыворотку правды», 1922 год:
«Если государству позволено отнимать жизнь, свободу и собственность, то можно узаконить и получение информации от подозреваемого с помощью наркотика. Если использование ищеек для раскрытия преступления законно, то законным может быть и использование скополамина».
На законодательном уровне в США получение информации от подозреваемого, которому вкололи скополамин, никак не было отрегулировано. Многие юристы были убеждены, что сама идея такого допроса противоречит американской конституции. Поэтому попытки установить истину с помощью препаратов для наркоза встретили сопротивление в судах. А примерно с конца 1950-х годов и вовсе пошли на убыль.
В 1963 году Верховный суд США рассматривал дело мужчины, признавшегося в убийстве под воздействием «сыворотки правды». Он считал, что следователи, использовав на нем препарат, принудили его к признанию и этим нарушили конституционные права. Верховный суд вынес решение в его пользу, постановив, что признание, полученное в результате применения подобных веществ, является «неконституционным принуждением». После этого случая такие препараты практически перестали использовать в судебной практике США [5].
Считается, что метод допроса «под наркозом» был взят на вооружение спецслужбами и разведкой разных стран. Но достоверных сведений об этом очень мало. Ни один препарат, который мог бы заставить человека рассказать «всю правду», научно не подтвердил свою эффективность.
Как работает «сыворотка правды»
Большинство препаратов, называемых «сывороткой правды», вводят человека в состояние «сумеречного сна», которое сходно с наркотическим опьянением [6]. Человек расслабляется и успокаивается, у него возникает доверие к спрашивающему и таким образом он становится более открытым и расположенным к беседе. Кроме того, в некоторых случаях люди, которым вводили «сыворотку правды», ничего не помнили с момента введения препарата до окончания его действия.
Такое воздействие напоминает феномен «пьяной откровенности», когда под влиянием алкоголя люди делятся личной информацией и говорят все, что приходит на ум, не анализируя, уместно это или нет. Ученые и медики подтверждают, что алкоголь отключает способность мозга контролировать высказывания [7]. То есть даже обычный алкоголь в некоторых ситуациях может сработать как «сыворотка правды».
Кроме того, один и тот же препарат может по-разному действовать на людей: есть исследования, демонстрирующие, что подобные вещества неодинаково воздействует на крыс с высоким и низким порогом возбудимости [8]. Вероятно, что и на людей с разными нервными системами они будут действовать по-разному: как именно «сыворотка» повлияет на конкретного человека, точно предсказать невозможно.
Нет достоверных научных данных, что какой-то препарат непременно сработает, то есть заставит человека рассказать всю правду: в некоторых случаях человека удается вывести на откровенность, в других то же вещество не приносит никакого результата.
Например, в 1990-е годы были проведены многочисленные тесты с использованием амобарбитала. С его помощью врачи пытались пробудить в пациентах скрытые воспоминания о травмах детства. Выводы были неутешительными: ни один исследователь, который использовал препарат, не одобрил его как средство восстановления точных воспоминаний о прошлых событиях. Опрос пациентов под воздействием этого лекарства мог быть «даже хуже, чем просто бесполезный» — потому что «поощрял пациентов верить в самые фантастические вещи» [9].
Многие ученые и психиатры в принципе отвергают идею препарата, который может заставить кого-либо говорить только правду. Они утверждают, что все, что может так называемая «сыворотка правды» — это сделать человека более развязным, вызвать желание общаться и говорить, но не обязательно правду [10].
Какие вещества называли сывороткой правды
Помимо уже упомянутого скополамина, в разное время «сывороткой правды» называли различные наркотические и седативные препараты — по мере того, как их открывали и использовали.
Барбитураты
Барбитураты — это производные барбитуровой кислоты, которые раньше использовались как снотворные и успокаивающие средства. Сейчас врачи применяют их как противосудорожные препараты, для наркоза или общей анестезии.
Барбитурат пентотал натрия активно использовался западными психиатрами во время Второй мировой войны, чтобы помочь солдатам преодолеть посттравматическое расстройство: побывавшие на поле боя с трудом выражали свои чувства, часто находились в состоянии шока, а препарат помогал им высказаться и справиться с депрессией [11].
Еще один из барбитуратов — амитал или амобарбитал — повышает внушаемость, расслабляет, снижает настороженность и контроль за своими высказываниям [12]. Есть сведения, что препарат использовался в качестве «сыворотки правды» в Англии и США [13]. Например, в 1950-е английский психиатр Росситер Льюис ввел подозреваемому пентотал и тот сознался в убийстве девушки, с которой был знаком [14]. Это подкрепило доводы обвинения и позволило осудить его. Спустя 48 лет его оправдали [15]. При этом другие врачи с самого начала заявляли, что пентотал и подобные средства — это ненадежное средство для восстановления истины, и они не должны быть использован для доказательства вины [16].
Мескалин
Мескалин — это природный алкалоид, который содержится в некоторых видах кактуса, но может быть и синтезирован в лаборатории. Во многих странах, включая Россию, производство мескалина запрещено.
В 1919 году австрийский химик Эрнст Шпет (Ernst Späth) впервые получил мескалин в лаборатории и в течение следующих десятилетий практикующие врачи использовали его для лечения психических заболеваний. Мескалин, помимо ярких галлюцинаций, синестезии и измененного восприятия времени, вызывает в памяти давно забытые воспоминания [17].
Во время Второй мировой войны нацисты искали препарат, который можно было бы использовать в качестве вспомогательного средства при допросах. Нацистский врач Курт Плетнер (Kurt Plötner) экспериментировал c мескалином: он вводил его заключенным в концлагерях и наблюдал за их поведением [18]. В это же время Управление стратегических служб США, предшественник ЦРУ, тоже испытывало мескалин в качестве «наркотика правды» [19]. Но эксперименты с мескалином провалились: участники допросов чувствовали себя плохо и нужных сведений не давали. С 1950-х годов исследователи переключились с мескалина на ЛСД.
ЛСД
ЛСД был открыт химиком Альбертом Хофманном (Albert Hofmann) в 1938 году. Он первым протестировал воздействие препарата на себе. ЛСД сильно заинтересовало врачей: в 1940-х годов в медицине даже развивалось направление психоанализа с использованием препарата — «ЛСД-терапия», а к началу 1950-х многие психиатрические клиники проводили эксперименты на людях.
ЛСД применялся при лечении депрессии, назначался пациентам с амнезией, а также для лечения алкоголизма, при некоторых формах шизофрении и неврозах. И приблизительно в это же время ЦРУ проводило свои эксперименты с применением ЛСД в попытках найти пресловутую «сыворотку правды». Впоследствии разведуправление в рассекреченных докладах упомянуло о 149 подобных экспериментах [20]. Вероятно, использование ЛСД не принесло ожидаемых результатов — другие препараты были названы «более надежными» [21]. Но и они в итоге не были объявлены «сывороткой правды»: ЦРУ никогда не обращалось в министерство юстиции США за признанием того или иного препарата «предпочтительным средством для склонения к правде».
Применяют ли «сыворотку правды» сейчас
Метод допроса с помощью веществ, которые помогут свидетелю или потерпевшему вспомнить события, связанные с преступлением, называется наркоанализ. Сам термин появился в 1940-х годах, через 20 лет после того, когда появились первые «сыворотки правды». В прошлом наркоанализ иногда использовался психиатрами и криминалистами, чтобы получить нужные сведения от пациентов или потерпевших. Но в современной судебной практике западных стран этот метод не используют [22].
ООН считает использование препаратов для допроса физическим насилием и одной из форм пыток. В США ФБР и другие правоохранительные учреждения выступают против использования наркоанализа, предпочитая вместо него использовать психологические методы для получения информации от подозреваемых или заключенных.
В 2002 году некоторые высокопоставленные чиновники США, включая бывшего руководителя ЦРУ, выступили за применение наркотических препаратов для несговорчивых пленников в американской тюрьме в Гуантанамо на Кубе. Но министр обороны США того времени Дональд Рамсфельд (Donald Henry Rumsfeld) заявил, что этот метод не будет использоваться военными и сотрудниками разведки США, хотя в других странах, вероятно, его применяют [23].
Адвокат, руководитель юридической службы сети клиник интегративной медицины Дмитрия Раевского Анна Афонченко объясняет, что использование особых препаратов в время допроса — это недобровольное воздействие на человека, с помощью которого подавляется его психика, а допрашивающий получает над ним временный контроль. Использование таких методов во время следствия — прямое нарушение прав и свобод гражданина, предусмотренных российской конституцией. Согласно ст. 51 конституции, никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. А согласно Уголовно-процессуальному кодексу России (УПК) лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, не обязано говорить правду и может вообще отказаться от дачи показаний.
Любые показания, полученные с нарушением этих норм конституции и УПК, не рассматриваются судом. Нужно вспомнить и о «презумпции невиновности»: человек считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное — в порядке, предусмотренном законом. Таким образом, полученные при наркоанализе сведения в России не будут считаться доказательствами, а легальное использование «сыворотки правды» в нашей стране сегодня невозможно.