Подарить народу Тувы религиозную святыню было последним желанием досточтимого Лобсанга Тхуптена – буддийского учителя, основателя религиозной организации ЛАМРИМ. Он всегда говорил, что предназначение субургана — помощь людям: он усмиряет препятствующие силы, создаёт мир и гармонию.
В Кызыле сотни людей собрались у подножия горы Догээ. Спустя почти три месяца на этом священном месте появилось новое буддийское ритуальное сооружение – Ступа Мира. В возведении субургана приняли участие тибетские монахи и местные священнослужители. О ходе стройки, её вдохновителе и мистических историях, которые уже окутали новую точку притяжения верующих и туристов, читайте в материале.
В дар Кызылу
Возведение субугана – было процессом трудоёмким и кропотливым, который традиционно выполняли строго по определённым канонам. Как рассказала Алдынай Юмбуу одна из учениц геше Лобсанга Тхуптена, буддийское сооружение высотой с пятиэтажный дом — это, с одной стороны, благодарность тувинскому народу от учителя за те годы, что он прожил в Туве. «С другой стороны, в буддизме говорится: когда учитель уходит, возводят ступу, как символ того, что его просветлённый ум остаётся с нами».
Символично, что среди тибетских монахов из монастыря Гьюдмед, которые откликнулись на приглашение и приехали в Туву, были и те, кто совместно с геше Лобсангом выкладывал на Догээ 120 метровую мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. «Она самая большая в России и, возможно, — всем мире, вы знали? Мантру можно видеть из любой точки города, и даже одного взгляда достаточно, чтобы запустить цепь изменений в жизни каждого человека, целого народа», - убеждённо говорит Алдынай.
На момент открытия Ступа готова была на 80%. Впереди — отделочные декоративные работы. С открытием и ритуалом оживления пришлось поторопиться, лето закончилось, как и визы приглашённых священнослужителей. Но главное уже сделано.
Буддийский учитель
Валентина Владимировна Оскал-оол - Заслуженный работник культуры РТ, член Общественного совета Министерства культуры РТ и, как она сама представилась на торжестве, просто ученица Лобсанга Тхуптена, говорила, что место для субургана выбрали не случайно. Его любил учитель.«Люди же недаром строили «без ничего»: сами таскали камни и песок на возвышенности, чтобы создавать там энергетические центры. С учителем мы часто приезжали сюда, поднимались к статуе Будды на горе, когда её строили ещё. Это место, освещённое учителем. И люди, истинно верующие, приходя к Ступе Мира, тоже будут духовно очищаться.
Доктор буддийской философии геше Лобсанг Тхуптен, тибетец по происхождению, родился и вырос в Индии, где обучался буддийской философии в одном из крупнейших монастырей Гаден. Там он оказался в семилетнем возрасте, его семья, как и многие другие многодетные семьи Тибета, отдала одного из детей в монастырь.
А в Туву он приехал в 1995-ом. К тому времени Лопсан Тхуптен уже сам преподавал. Вместе с ним в республику приехал ещё один монах-гелонг Тагба Гьяцо. Они первыми в нашем регионе начали обучать ребятишек тибетскому языку, буддийской философии, читать мантры, говорит Валентина Оскал-оол. Первые ученики, получившие образование в монастырях Индии, тоже заслуга Лобсанга Тхуптена.
Сразу по приезде в Туву 33-летний доктор буддийской философии решил выучить тувинский язык, вспоминает Валентина Владимировна. Геше Лобсапг был очень образованным человеком, владел английским, не было, казалось, вопросов, ответов на которые он не знал. Его ученица всегда уверена, выбери он другую профессию, в ней тоже бы преуспел. Он никогда не лгал, не замалчивал, старался говорить всё, как есть, но при этом у него получалось никого не обидеть…
Чудеса? Мистика? Жизнь?
Досточтимый геше Лобсанг Тхуптен Башкы, как называли его ученики, основал местную буддийскую религиозную организацию ЛАМРИМ г. Кызыла. «Не могу о себе сказать, что буддист до мозга костей. Я советский человек эпохи атеизма. Но постепенно, шаг за шагом учитель корректно «приводил нас в чувство», я стала много читать о буддизме, он охотно нам помогал с выбором литературы, видеоматериалов. Логика у него, знаете, железная была, никогда не сомневалась в его словах».
Рассказывая об учителе, Валентина Владимировна восхищённо говорила, что Геше Лобсангу достаточно было один раз взглянуть на человека, и он сразу понимал, кто перед ним, читал как открытые книги. Наверно, был хорошим физиогномистом. Знания, заложенные в монастыре, он соединил с жизненной практикой уже здесь в Туве.
За 26 лет, которые учитель провёл на тувинской земле, мудрость и виртуозное владение принципами закона причины и следствия помогли тысячам жителей республики решить проблемы. И, как говорит его ученица, не только на бытовом уровне, но и на уровне целого региона. «К примеру, одно время в республике буйствовали волки. Один за другим учителя приглашали на свои стоянки чабаны. Вернулся он как-то поздним вечером из такой поездки и начал что-то искать. Оказывается, у него были древние сутры ещё тувинских учителей-монахов (он восхищался их силой, очень уважал), заклинания из которых служили защитой от нападения хищников. «Мантры с древними текстами вешали прямо на жилище, ограду. Учитель поступил так же, и волки отступали», - говорила собеседница. Или вот ещё история. Случилась в Тодже засуха, два месяца — ни капли. Поехал по приглашению туда учитель. А через два дня, собираясь в дорогу домой, он услышал раскаты грома, и тут же дождь пошёл. «Вот что это: чудеса, мистика или жизнь?» - улыбаясь, разводит руками Валентина Оскал-оол.
Препятствия строительству
Доктор буддийской философии геше Лобсанг Тхуптен ушёл из жизни в ноябре 2021 года. Председатель религиозной организации «Ламрим» скончался после непродолжительной болезни, для всех верующих это стало невосполнимой утратой.
Незадолго до кончины ученикам он завещал построить субурган. Учитель оставил все свои средства, заработанные за более чем 20 лет службы, на возведение буддийской святыни. «И мы легкомысленно очень согласились, даже понятия не имея, с какими сложностями столкнёмся. Ведь ступы были первыми священными сооружениями буддизма, представляющими сложную структуру буддийской космологии и единство философских концепций. То есть, весь буддизм, вся философия сконцентрирована в субурганах», вспоминает собеседница.
Начало было положено и на первых порах все шло гладко. На приглашение сразу откликнулись коллеги Геше Лобсанга: геше Тхуптен Калсанг, геше Тхупстан Такпа, геше Тхупстан Тундуп и Лобсанг Намдул. На церемонии освящения субургана говорили, что Геше Тхуптен Калсанг построил 50 более ступ по всему миру. А чтобы к нам приехать, даже отложил строительство ступы в Амстердаме.
Пропуская этап оформления участка под субурган, перейдём к фундаменту. Строители тоже легкомысленно к заявке отнеслись, говорит Валентина Оскал-оол. Говорили, что девятиэтажные дома строят, а ступу уж подавно. Но когда возводили фундамент, начались проблемы. Понадобилось в три раза больше металлоконструкций, чем предусмотрено в проекте. Все же сооружение на возвышенности надо было укрепить, чтобы прослужило людям века.
После того как фундамент был построен, провели молебен. Неожиданно бригада строителей отказалась продолжать работу. И деньги говорят, не нужны. Жаловались, что плохо спали, у кого-то проблем со здоровьем начались, у других ещё какие-то сложности. Еле уговорили отбросить в сторону предрассудки, деньги есть деньги, при чем тут другая вера? «А следом наша машина поехала в Хандагайты на другой объект и попала в аварию. Тут и мы засомневались: может, правы те ребята были. Но если вначале мы все были как-то врозь, то постепенно, работая почти круглыми сутками на объекте до двух ночи, до пяти, бок о бок, строители и монахи стали одной семьёй. И потом нам абсолютно каждый шёл навстречу. Даже звонили мне с незнакомых номеров или подходили на улице незнакомые люди и спрашивали: вам чем помочь? А такая поддержка моральная она очень мощная. Ну и физическая, конечно, пригодилась. Все, кто участвовал в стройке, стали единым организмом», - с воодушевлением говорила ученица.
Тело субургана
Ступа Мира — совершенно уникальное сооружение.Для наполнения субургана из разных уголков мира, в том числе из резиденции духового лидера буддистов Далай-ламы, привезли святыни, священные книги, сутры, реликвии, драгоценные металлы. В фундамент (ноги ступы) заложено более тонны зёрен разных растений, произрастающих в Туве. Генные семена, которые через тысячу лет можно прорастить. Там находятся 14 различных предметов, переданных из управления Далай-ламы XIV и принадлежавших геше Лобсангу Тхуптену. В средней части ступы находятся священные книги, среди которых очень редкие экземпляры. И последняя часть - «голова» ступы, где на львином троне сидит сам Будда. В буддизме лев олицетворяет храбрость, благородство и постоянство.
«В 2017 году в Туву приезжали мои однокурсники из других городов России, тогда они сказали, что республике не хватает национального колорита, одни олени на въезде встречают гостей. За эти годы Кызыл очень изменился, и Ступа Мира станет ещё одной достопримечательностью!» - радовались горожане, покидая субурган.
Как сказал на церемонии открытия субургана Камбы-лама Тувы Гелек Нацык-Доржу, ступы – это монументы, способствующие сохранению мира в мире. И они благословляют не только жителей Тувы. Их мощная созидающая энергия, приумножаемая людьми, нужна всему миру. Ведь именно его нам сейчас так не хватает…
Н. Черноусова