Анатолий Папанов — человек не нуждающийся в представлении. Его даже видеть не надо, чтобы узнать, достаточно услышать.
Как и большинство людей его поколения, пришлось Папанову воевать. Путь его боевой был очень кратким, сам он про него рассказывал мало. Да и рассказы все были скорее эмоциональными, чем давали какую-то информацию о нём самом.
Впрочем, понять его можно, пережить даже за очень короткий срок пришлось много, полученная на войне инвалидность не могла забыться уж никак.
Отсутствие информации у многих желающих что-то написать часто порождает желание фантазировать. Посему в Рунете можно найти много статей про военное прошлое Анатолия Дмитриевича, в которых переписывается то немногое, что о нём известно. И, к сожалению, часто с домыслами.
Я постарался собрать ту информацию, которую можно считать достоверной.
Призван Папанов в армию был 12-го августа 1941 года, попал в 72-й запасной стрелковый полк, что в городе Пугачев, Саратовской области. В документах упоминается, что он был курсантом, видимо речь идёт про полковую школу. Сей факт объясняет, почему уже в марте 42-го Папанов имеет звание старшего сержанта.
В 72-м полку он находился недолго, вместе со своим другом Аликом (на самом деле его звали Абрам Наумович Рафаевич), осуждён на 6 лет за «самовольное оставление части». Подробности неизвестны, но речь про обычную «самоволку», а уж что послужило поводом — симпатичные девушки встретились или так захотелось вкусненького с соседнего рынка, это не столь важно. В любом случае имело место оставление части сроком до 10 суток. Поскольку дело было осенью 41-го, то в штрафбат друзья не угодили, а были отправлены в 13-ю запасную бригаду, из которой сразу попали в 990-й стрелковый полк 230-й стрелковой дивизии. Это 37-я армия Южного фронта.
Упоминаемые версии, что это было в период окружения под Харьковом не совсем верно. Точнее совсем не верно. Также не верно и то, что Папанов был ранен при обороне Лисичанска. Хотя воевал он действительно недалеко.
То, что он был командиром зенитного взвода (и даже батареи, что совсем нелепо) вызывает сомнения, более достоверной выглядит версия, что он просто служил в зенитном взводе 990-го полка. Правда, можно со всей уверенностью утверждать, что взвод если и существовал формально, то за отсутствием матчасти воевал как пехота. В марте 42-го во всей 37-й армии было немногим более 7 тысяч «штыков».
Далее восстановить картину не просто.
Сам Папанов пишет, что в первом бою погиб его друг Алик. Рафаевич же погиб 3-го марта 1942 года. В тот день 230-я дивизия наступала на Фёдоровку, поддержанная 2-й танковой бригадой. Бой был тяжёлый и не очень удачный. Потери дивизии составили 52 человека.
Стоит обратить внимание, что Рафаевич был захоронен в селе Резниковка, Ямского района Сталинской области Украинской ССР. Возможно, некоторые фантазии, что Папанов воевал на сталинградском направлении связаны с путаницей Сталинской и Сталинградской областей. Кто забыл, напоминаю, что тогда город Донецк назывался Сталино.
Все источники сходятся на том, что воевал Папанов около трёх недель и был ранен в 20-х числах марта.
Сам Папанов рассказывал про наступление на Харьковском направлении, но он, видно, что-то напутал. В те дни войска 37-й армии наступали немного в другую сторону. Если уж быть точными, то практически в противоположную сторону.
Ранение своё он описывает так:
«Мороз стоял лютый. Перед атакой зашли в блиндаж погреться. Вдруг — взрыв! И дальше — ничего не помню… Очнулся в госпитале. Три ранения, контузия. Уже в госпитале узнал, что все, кто был рядом, убиты. Мы были засыпаны землёй. Подоспевшие солдаты нас отрыли».
Я попробовал что-то найти в боевых документах. Собственно, в конце марта, как и в начале, 230-я дивизия вела безуспешное наступление в районе севернее Фёдоровки. Но интенсивных боёв не было, потери составляли 2-4 человека в день. Единственный день, когда указаны потери в 11 человек — это 24-е марта. Если исходить из слов Папанова, что погибли все находившиеся с ним в блиндаже, то, получается, что он был ранен 24-го.
Что же касается сильных морозов, то 24-го было от 9 до 1 градуса ниже нуля. Не сильный мороз вроде, даже с поправкой на донецкие степи. С другой стороны в тот день по армии 21 обмороженный. Я посмотрел данные о погоде на март, более сильных морозов не было, так что Папанов вполне мог вспоминать эти дни, как холодные. Не стоит забывать, что подобные ощущения зависят не только от небесной кухни, но и от того, одет ли солдат соответственно погоде.
Таким образом можно предположить, что ранение Папанова приходится на 24-е марта. Если не найдутся более точные данные, коих я пока не сыскал. В результате он лишился пальцев на ноге, оставшись инвалидом на всю жизнь.
Хоть и воевал Папанов меньше месяца, и далеко не на самом горячем участке фронта, но, что называется, смерти в лицо смотрел. И этого явно хватило ему на всю жизнь.
Многим Папанов запомнился больше, как актёр комедийного плана, что вполне понятно.
Но одна из моих любимых его ролей — комбриг Серпилин из фильма «Живые и мёртвые». Актёру удалось удивительно глубоко показать всю сложность человека, попавшему под каток сталинских репрессий, но готового защищать Родину ценой своей жизни. Видимо, Папанов научился этому в заснеженных полях Донбасса весной 1942 года.
Рекомендую вам также мои статьи:
Где и как воевал Георгий Юматов?