Найти в Дзене
БО.big

Игнорировать собаку: гуманно или жестоко

На первый взгляд, игнор — самое гуманное из всего, чем можно ответить собаке на хулиганства. Логично же — никто псину не лупит табуретом по голове, не дергает поводком, не повышает даже голоса на нее. И как будто даже эффект есть: зверь, отправленный в черный список на денек, вдруг становится сладким кабачком, готовым выполнить любую мамичкину просьбу. Ну а мамичка чувствует, что обошлась малой кровью, не наказывая собаку жестоко.

Некоторые песовладельцы даже объясняют обоснованность игнора тем, что собаки сами решают так конфликты между собой. Подходит, скажем, один пес к другому, а если тот не настроен общаться, то замирает и отворачивается. И вот якобы благодаря такому старательному «игнорированию» они расходятся мирно. На самом деле так выглядит вовсе не игнор, а самое настоящее песье общение.

Отворот головы и застывание в позе — классика собачьих сигналов примирения. На языке тела это значит: «Молодой человек, я сегодня не настроен на драку, буду рад, если вы тоже не захотите откусить мне жопку».

Но игнор в собачьем мире тоже существует, хоть выглядит совсем иначе и используется для других целей. Живет, скажем песья стая на какой-нибудь помойке возле мясокомбината. У животных там богатый и вонючий, но все равно ограниченный пищевой ресурс. Например, количество коровьих останков на этой помойке рассчитано на 15 особей. Каждый год рождаются новые щенки, большая часть из которых закономерно умирает от болезней и травм. А тем, кто выживает, хватает пропитания. Но в какой-нибудь урожайный год выживает много щенков, поэтому еды становится мало. Собакам приходится самостоятельно регулировать численность стаи.

-2

Вот тут-то и нужна методика игнорирования, не убивать же «лишних» в самом деле. В стае всегда есть какой-нибудь «неудобный» пес — агрессивный или не умеющий нормально договариваться с сородичами. В урожайный на выживших щенков год именно такой член коллектива признается слабым звеном. Его прогоняют с территории и из «семьи». Но собаки не умеют объясняться словами, дескать, дядьЛеша, мы решили, что ты покидаешь наш проект, вали за периметр. Поэтому они начинают игнорировать дядьЛешу, а если он подходит пообщаться, рявкают на него и в диалоги не вступают.

Так изгнанник понимает, что он теперь изгнанник, и ему становится очень страшно. Потому что тут ему не рады и в любом случае придется уходить.

Собаки — люди коллективные, они не могут жить в одиночестве и, чаще всего, умирают, если теряют стаю, а другую не находят. Но тут у них хотя бы остается свобода уйти, чтобы не жить в гнетущей атмосфере. Если же пса начинают игнорировать в человеческой семье, уйти он никак не может, хоть и испытывает примерно те же чувства: страх смерти и неспособность повлиять на собственную судьбу.

Обычно кинологи советуют «лечить» игнором простенькие недоразумения собачьего поведения типа слишком бурной встречи хозяев с работы, рычания на членов семьи или воровства со стола. И если сопоставить такие преступления с наказанием игнором, это все равно, что приговорить подростка к пожизненному заключению за украденный пакет чипсов. Для собаки хозяйское равнодушие гораздо страшнее, чем физическое наказание, крики и рывки поводком. Игнор — предвестник скорой гибели, и инстинкты диктуют псу: «Если тебя не замечают, все плохо».

-3

Но одно дело — собачьи эмоции, не каждый даже довольно опытный владелец заметит их и сделает выводы. Другое дело — то, как пес станет с этими эмоциями справляться. И тут у нас появляется практичный аргумент о том, почему игнор, даже самый непродолжительный, лучше не использовать в воспитании шерстяных детей. Чтобы осмыслить последствия игнорирования, нужно вернуться к обычаям собачьей стаи.

Когда стая начинает игнорировать неугодного пса, а он понимает, что это то самое, у него остается единственный выход — отправиться на поиски новой стаи и как-то договориться, чтобы приняли. Естественно, эти дипломатические переговоры проходят не словами через рот.

Собака ходит по границам территории нового коллектива и метит все своим запахом. Писает и какает то есть. Это рабочая методика плавного приучения посторонних животных к тому, что с ними теперь будет жить некий дядьЛеша.

Так же может поступить и домашняя собака, которую игнорирует семья или один из ее членов. Проще говоря, если ваш пес вдруг начал оставлять мокренькое на любимом папином диване или откладывать кучи в мамино кашпо, есть вероятность, что кто-то злоупотребляет игнорированием. Мотив таких песьих поступков — вовсе не месть или обида за наказание. Это попытка помириться, ведь уйти искать новую стаю собака не может, хотя она бы с радостью, потому что для псов невыносимо жить в состоянии конфликта.

-4

Еще одно возможное последствие игнора — выученная беспомощность у собаки. Я здесь о ней уже писала, поэтому просто напомню, что такое депрессивное состояние развивается у животных, если они теряют контроль над собственной жизнью. Как ни суй мамичке в подмышку нос, как ни приноси ей в дар все свои игрухи, она все равно игнорирует. А значит, нет смысла пытаться как-то повлиять на ситуацию. Остается лечь в угол и ждать гибели. Наверняка, и еду достать скоро будет неоткуда.

В общем, игнорировать собаку — это не столько наказание, сколько страшные новости о том, что она больше не нужна стае. Хотя не буду спорить с коллегами, это иногда работает так, как предполагалось.

Пес начинает во всем угождать хозяевам, стараться не отсвечивать, а значит — не хулиганить. Но я уверена, что этот метод практически всегда несоизмерим с любым «преступлением», на которое способна собака, и довольно жесток.

Не стану скрывать, что редко, но использую его в своей практике. Но это касается только суперсложных случаев, когда пес, например, пережрал уже всю семью, а десятки других методик не дали результата. Впрочем, это не отменяет того, что игнорировать собаку в качестве рядового наказания вне плана коррекции поведения и без присмотра грамотного специалиста нельзя.

Фото ksolo_vv, обработал Ренат Муртаев