Найти в Дзене
Кирилл Максимов

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

Во времена когда трава была зеленее, солнце светило ярче и колбаса стоила 2 рубля 40 копеек, Польша ещё делала востребованную авиационную технику. По сути единственный концерн на всю страну PZL делал как самолёты, так и вертолёты. Один из них PZL W-3 Sokol получил амбициозную задачу: заменить устаревшие Ми-4. В результате этого между двумя социалистическими государствами: СССР и Польшей был подписан договор о совместном производстве нового многоцелевого вертолёта. Техническим заданием и самим производством занимались поляки. Технический проект был создан Станиславом Камински и производство развернули в польском городе Свиндик. Самолёт сразу получил своё обозначение PZL W-3 Sokol. В качестве силовой установки был выбран ТВД-10, который в процессе разработки был несколько раз модернизирован. Все работы по наладке и сертификации двигателя проходили в той же Польше, в городе Ржешов, а серийное проиводство Сокола началось в 1986 году под названием PZL-10W. Но теперь вернёмся немного наза

Во времена когда трава была зеленее, солнце светило ярче и колбаса стоила 2 рубля 40 копеек, Польша ещё делала востребованную авиационную технику. По сути единственный концерн на всю страну PZL делал как самолёты, так и вертолёты. Один из них PZL W-3 Sokol получил амбициозную задачу: заменить устаревшие Ми-4. В результате этого между двумя социалистическими государствами: СССР и Польшей был подписан договор о совместном производстве нового многоцелевого вертолёта.

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol
А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

Техническим заданием и самим производством занимались поляки. Технический проект был создан Станиславом Камински и производство развернули в польском городе Свиндик. Самолёт сразу получил своё обозначение PZL W-3 Sokol.

В качестве силовой установки был выбран ТВД-10, который в процессе разработки был несколько раз модернизирован. Все работы по наладке и сертификации двигателя проходили в той же Польше, в городе Ржешов, а серийное проиводство Сокола началось в 1986 году под названием PZL-10W.

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol
А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

Но теперь вернёмся немного назад. В 1976 году был готов первый образец Сокола в качестве стенда или наглядной, полноразмерной модели. В 1978 году был сделан первый статистический прототип, который использовался для наземных испытаний. 16 ноября 1979 года первый вертолёт впервые завис в воздухе. Первый полёт произошёл в 6 мая 1982 года. За ним полетели ещё три вертолёта в 1984 году.

Серийные образцы полетели чуть позже, в 1987 году. Он уже имел обозначение W-3 (SP-PSF). Было сделано ещё 9 самолётов. Среди этих вертолётов были как медицинские, так и боевые варианты. После этого началась разработка второй партии из 23 вертолётов, при этом прорабатывались разные варианты аэронавигационного и вспомогательного оборудования.

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol
А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

В 1990 году появился первый полностью боевой вертолёт, названный W-3U Salamandra. Машина могла нести пусковые блоки, ракеты 9М114 и пушку от Ми-24В. Но несмотря на успешные испытания, вооруженные силы не проявили интереса к машине. Единственный экземпляр был переоборудован в транспортный и отправлен в Мьянму. Нет, был, конечно, применимый в военном плане вертолёт - южноафриканский W-3K, который в 1999 году испытывался в французской противотанковой системе HOT/VIVIANE

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol
А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

После распада СССР, а вместе с ним и СЭВ, оставшиеся Соколы переоборудовали в поисково-спасательные вертолёты. В 1993 году пассажирская модификация W-3A получила американскую сертификацию FAA. В 2006 году вертолёт эксплуатировался польской полицией. Следующая серийная партия, произведённая уже в чисто польском PZL хоть и поступала на вооружение армии Польши, но в большинстве своём становились транспортными иили поисково-спасательными вертолётами. Последние варианты вертолётов получили обозначения W-3RM Anakonda. Эта модификация оснащалась метеорадиолокатором, системой спутниковой связи GPS и системой NOMER для поиска сигнала потерпевших крушение кораблей.

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol
А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

Вертолёт PZL W-3 Sokol эксплуатировался в полиции Саксонии (Германия), в Южнокорейской фирме Helikorea, в полиции Арабских Эмиратов, в португальской компании Helibravo (модификация W-3A2 в автопилотом Smiths). Занимательный факт, что седьмая и восьмая партия поставлялись в Россию (W-3). В данный момент я не располагаю информацией о частях, где эксплуатируется (если вообще эксплуатируется) данный вертолёт.

А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol
А поляки делали хорошие вертолёты, но не без помощи СССР. PZL W-3 Sokol

Часть седмой и восьмой серийной партии поступали в ВВС Польши. Часть этих вертолётов использовалась в польской поддержке американских войск в Ираке. Вертолёт производится до сих пор и основым заказчиком является сама Польша, а также ряд западный стран.

#вертолёты #авиация #транспорт #польша #история #техника #ссср