Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Таинственная заброшенная железная дорога на Кавказе, о которой не известно толком ничего

Одна из главных загадок Георгиевска, старейшего русского города Кавказа близ КавМинВод - его железная дорога. Дело в том, что первоначально, в 1875, она прошла через станицу Незлобную. Но теперь крупнейшая в прошлом станция Кавказа, служившая воротами в мир для курортов КавМинВод и нескольких горских народов, выглядит так:

В 1913-15 годах отсюда была проложена на север железная дорога - сперва 11 километров до дальней окраины Георгиевска, затем - ещё 94 километра до Святого Креста, что Советы переименовали в Будённовск. Вокзал в Георгиевске, где теперь останавливаются поезда что до Ростова, что до Владикавказа, активно используется по назначению: ветка от Незлобной к Георгиевску превратилась в ветку от Георгиевска до Незлобной, а магистраль в ХХ веке каким-то странным образом поменяла ход, сместившись буквально на несколько километров на север.

-2

По Октябрьской улице, на которой домики исторического центра заканчиваются довольно быстро, покидаем Георгиевск. Изначально проходившая через Александровские ворота крепости, которые вели на Москву, в дорогу к столице Октябрьская переходит и ныне. Георгиевск провожает руинами промзон, печальным даже по меркам остальной России:

-3

У перекрёста - станица Подгорная (6 тыс. жителей), примечательная тем, что каждый пятый житель в ней - цыган. Но искать что-то похожее на цыганские трущобы Румынии и Болгарии там не стоит - это цыгане оседлые, с участками, домами и работой сторонящиеся своих кочующих соплеменников, и разве что в праздники выдающие себя пышностью нарядов и танцев.

На фоне Подгорной же видна нынешняя магистраль Северо-Кавказской железной дороги. Обратите внимание на кладку: судя по тому, что на карте 1918 года железная дорога проходит через станицу Незлобную, а на карте 1940 уже через Георгиевск, этот участок был отстроен в 1920-е годы взамен разрушенного Гражданской войной.

-4

На кадре выше чернеют тоннели транзитной дороги, уходящей в бескрайние поля Ставрополья:

-5

...но мы сворачиваем в другую сторону и едем по тихой просёлке к лакколитам КавМинВод:

-6

Они похожи на странный архитектурный ансамбль. В кадре, слева направо, Бештау (1400м) о 5 вершинах, миниатюрные лакколиты Железноводска (до 767м), лежащие с другой стороны от него Железная (853м) и Развалка (926м), перед которой - Змейка (994м) с её карьером во весь склон. Правее и поодаль видны Бык (817м) и Верблюд (885м), первыми встречающие со стороны Ставрополя:

-7

Особенно эффектна Змейка, нависающая голыми скалами над степью от Минеральных Вод до Георгиевска:

-8

На кадре выше, однако, обратите внимание на поросшие кустами полосы перерытой земли, которые пересекает и грунтовая дорога:

-9

Поравнявшись с ними, мы покинули машину и пошли в сторону Минеральных Вод по краю между кустами и полем. Жирный чернозём налип на ботинки тяжеленными калошами, в которых было сложно не то что не поскользнуться, а не упасть, потеряв равновесие. Шли долго, километр или около того, держа полосу кустов по правую руку, а над нами, словно приглядывая, кто влез на поле, пролетел небольшой вертолёт:

-10

В какой-то момент я нашёл тропку в кустах, и тропка вывела меня на ровную поляну, с двух сторон обрывавшуюся отвесно. Чуть отойдя вбок, я понял, что это мост, или скорее дренажная арка: кусты - ни что иное, как насыпь железной дороги Ростов-Владикавказ, проходившей с 1875 года через тот тупик в Незлобной.

-11

С полей видно, как она спускается в предместья Минеральных Вод, по которым гремят поезда нынешней магистрали:

-12