Найти тему

Где и как воевал Юрий Никулин

О том, что это великий актёр был фронтовиком, известно многим. Сам Юрий Никулин про свою фронтовую жизнь вспоминал много и даже написал книгу «Почти серьезно...». Я её прочитал, конечно, и вам рекомендую поискать на просторах Рунета. Но сам Никулин больше писал о том, что касалось вопросов фронтового быта, если можно так сказать.

Я же решил попробовать уточнить некоторые моменты биографии Никулина о которых известно, в том числе и из его рассказов.

Начнём с того, что будущий актёр был призван в армию 10-го октября 1939 года, причём ему ещё даже не исполнилось 18 лет.

-2

Так получилось, что он попал под только что принятый новый закон, по которому граждан призывали с 19 лет, а закончивших среднюю школу и с 18. Правда, военкомат был всё равно не прав, ибо у Никулина день рождения 18-го декабря. Но, правильно или с нарушениями, а худенький юноша из интеллигентной актёрской семьи, попал в армию. И не только в армию, но и сразу на войну, поскольку распределён был в 115-й зенитно-артиллерийский полк (6-я батарея 2-го дивизиона), находившийся в пригородах Ленинграда. С военной специальностью, надо признать, Юрию Владимировичу сильно повезло, а уж как повезло миллионам зрителей, и передать невозможно. Уж не знаю, насколько шансы выжить на войне у бойцов ПВО страны выше, чем в пехоте, но думаю, что на много порядков.

Понятно, что в ходе советско-финской войны полку, в котором служил Никулин, равно как и другим частям ПВО, работы было немного. Правда, были другие опасности, от которых в той войне тоже пострадало, а то и погибло, немало. Также и Никулин отморозил себе ноги, но обошлось без последствий.

-3

Когда началась Великая Отечественная, Никулин служил в том же полку, а полк также находился севернее Ленинграда, в районе Сестрорецка.

Как пишет сам Никулин, в бой пришлось вступить в ночь с 22-го на 23-е июня:

Один из вражеских самолетов сбила батарея нашего полка, которой командовал лейтенант Пимченков. Об этом мы узнали только к вечеру.
За первый сбитый вражеский самолет командир батареи Пимченков получил орден.

Память тут вполне могла подвести Юрий Владимировича, тем более, что он видел войну с позиции рядового бойца, то есть о многих событиях узнавал почти также, как и мы с вами — из газет, листовок и чужих пересказов.

Во всяком случае, я попробовал найти информацию о том, как действовал его полк в первые два дня войны. Судя по журналу боевых действий 2-го корпуса ПВО (документы полка найти не удалось), первый выстрел 115-й полк сделал по самолётам, появившимся со стороны Выборга, не позже 6 часов утра 22-го июня.

Вечером того же дня, 4-й дивизион полка под командованием лейтенанта Антонова выпустил 96 снарядов по нашему учебному самолёту У-2. После чего по этому самолёту выпустили 36 снарядов зенитчики соседнего 194-го полка. Слава богу лётчик остался жив и смог посадить изрядно потрёпанный самолёт.

А в ночь с 2-го на 23-е был сбит самолёт, предположительно финский «Блинхейм», батареей 194-го полка под командованием младшего лейтенанта Пимченко. Расход снарядов составил 12 штук, Пимченко получил благодарность от командования. Поскольку в плен взято четыре немецких лётчика, то с типом самолёта могли напутать.

В ту же ночь батарея 115-го полка под командованием Милосердова сбила предположительно «Юнкерс». Правда, указано, что самолёт мог сбить и 194-й полк. Словом, путаницы хватало.

Что интересно, участие в боевых действиях у Никулина указано лишь с 4-го сентября 1941 года. Хотя в его документах можно найти явные нестыковки.

Как я понимаю, самым опасным событием в тот период для Никулина был момент, когда наши войска отступали, и он чуть не вступил в бой с наступающими финнами. Как он пишет, приказано было держаться до последнего патрона.

Слава богу, сдерживать атаку финнов не пришлось. Но в его воспоминаниях об этом моменте очень заинтересовала фраза:

А у нас на пятерых три допотопные бельгийские винтовки и к ним сорок патронов.

О том, что солдат ПВО вооружали всяким старьём, вплоть до «берданок», известно. И понятно. Вероятность, что им придётся стрелять ничтожно мала, до и то в приземлившегося на парашюте вражеского лётчика, которого сами сбили. Но вот то, что уже в 41-м году в ПВО могло оказаться подобное вооружение, это узнаю впервые.

-5

Что касается Никулина, то полк его продолжал прикрывать Ленинград с севера. И, работы у зенитчиков, было не так много. Если в начале осени Люфтваффе ещё пыталось отправлять на город до трёх-четырёх десятков бомбардировщиков, то позже крупных сил авиации под городом просто не было. Я уже как-то писал, что возможности немецких аэродромов позволяли поднять не более 70 самолётов на всё Ленинградское и Новгородское направление, и забот у них хватало. Летать же над Ленинградом с его мощнейшей системой ПВО было слишком рискованно.

Правда, в сентябре многие батареи из полков ПВО были направлена на фронт, в качестве противотанковых. Но, поскольку сам Никулин не упоминает об этом, то я и не стал искать информацию по его полку.

-6

Далее мы знаем, что весной 1943 года Никулин попал в госпиталь с воспалением лёгких. Увы, но опасность заболеть для зенитчиков никто не отменял. Зря говорят, что на войне не болеют. Сразу после выписки его контузило случайным снарядом, залетевшим в тыл.

После лечения Никулина отправил в 72-й отдельный зенитный дивизион, который находился в Колпино. Это уже практически передний край и войсковое ПВО, но это уже был период наступления.

72-й дивизион был частью армейского подчинения, сначала 55-й армии, затем 42-й, потом в распоряжении командующего 3-го Прибалтийского фронта, а затем 67-й армии.

Пришел Никулин на должность командира отделения разведки. Люди далекие от военного дело могут подумать, что разведчики исключительно через линию фронта в поисках «языка» ходят, но в ПВО задача разведчиков — обнаружение вражеских самолётов, и, что важно, умение отличить их от своих. Сам Никулин вспоминает, что были и неприятные моменты, когда столкнулись с немцами случайно. Но в целом, даже в войсковой ПВО, ведь тоже не как в пехоте воевать.

-7

Посмотрев боевые документы 72-го дивизиона, я ничего интересного, что бы как-то касалось Никулина не нашёл. Но в очередной раз обратил внимание, что бороться с немецкими самолётами зенитчикам приходилось до последних дней войны. Как-то это мало стыкуется с утверждением о завоевании господства в воздухе советской авиацией. Дивизион, в котором воевал Никулин, был вооружён 85-мм пушками, и раз им приходилось бороться с немецкими штурмовиками, которые вообще-то цель для других орудий, то, можно понять, что проблем доставляли немецкие самолёты очень много.

Летом 1944 года уже помощник командира взвода и уже старший сержант Никулин представлен к награде, орден «Слава» 3-й степени.

Согласно наградному листу:

…непрерывно находясь в боевых порядках наступающей пехоты, помощник командира взвода Никулин осуществлял разведку целей и корректировку огня своей батареи.
В бою 27 июня 1944 года при отражении контратак обнаружил и вызвал огонь на 15 целей. В результате точной корректуры огнём батареи рассеяно и частично уничтожено до роты пехоты противника.
-8

Сам Никулин про этот эпизод своей биографии ничего не рассказывал почему-то, при том, что вопросов много. К сожалению, все документы 3-го Прибалтийского фронта и 67-й армии нам ничего не сообщают о боевых действиях в тот день. Почему зенитчик оказался в рядах пехоты, какой огонь он мог корректировать, совершенно непонятно. На войне бывает, конечно, всякое, но, увы, пока ничего мы не знаем. Интересно, что и само представление датируется 18-м мая 1945 года. Орден «Слава» Никулину не дали, постановили наградить медалью «За отвагу».

Ещё одна военная награда Никулина — медаль «За оборону Ленинграда», датируется 13-м августа 1943 года, но тут и вопросов быть не может.

-9

Ну и медаль «За победу над Германией» тоже вопросов не вызывает.

Как видим, несмотря на то, что Юрию Никулину не пришлось ходить в атаки, и, по своей военной специальности был он не на переднем крае, война и для него не была лёгкой прогулкой. Так что, играть русского солдата мог он на своём собственном опыте.

Ещё раз рекомендую вам его книгу «Почти серьезно...», ну а также и мои статьи:

Где и как воевал Михаил Пуговкин?

Где и как воевал Зиновий Гердт?

Где и как воевал Станислав Ростоцкий?

-10