Найти тему
Linnaea Borealis

Хибины. День 2. Перевал Географов

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь на дне долины.

Эти слова из известного перевода «Божественной комедии» Данте Алигьери сразу пришли на ум, когда я увидела далеко внизу щель перевала Географов, при взгляде сверху напоминавшую глубокий ров в скалах, пропаханный мечом мифического великана.

Но не будем забегать вперед.

Туча перетекает через перевал Географов. Фото из архива, октябрь 2007 года
Туча перетекает через перевал Географов. Фото из архива, октябрь 2007 года

Сколько раз доводилось обходить озеро Малый Вудъявр с восточной стороны, столько раз в стороне оставался горный хребет с разломом характерной формы, сразу привлекающим внимание.

Не раз фотографировала его — и на фоне ясного неба, и в облаках, и на закате.

Снизу и издалека он выглядел угрожающим, и внушал уверенность, что через него могут пройти только альпинисты. При внимательном рассмотрении карты выяснилось, что этот разлом горного хребта называется перевалом Географов, категория 1А — самая простая в горном туризме, а значит, без специального снаряжения там пройти вполне возможно. Только обувь нужна с крепкой подошвой и хорошим протектором, и треккинговые палки.

В этой истории было два нюанса. Я выдвигалась к перевалу в первый раз, не зная дороги. Имевшаяся в наличии карта Хибин, скачанная в интернете, не годилась для того, чтобы проложить по ней маршрут. Второй нюанс заключался в том, что я взяла с собой дождевик (по прогнозу был сильный дождь), термос и легкие кроссовки (из-за жары), и не соизмерила вес рюкзака и свои силы.

И вот — снова перехожу тот самый брод через ручей Вудъяврйок, на горный хребет наползают облака, и перекатываются через перевал Географов. Моросит мелкий дождь. Радостно дохожу в дождевике до озера. Дождь уходит в сторону, выглядывает солнце и начинает немилосердно парить.

Волшебная дорога петляет по обомшелым камням.

Убегает дорога вперед и вперед...
Убегает дорога вперед и вперед...

После довольно крутого подъема склон становится пологим. Каменистая горная тундра заслоняет перевал.

На таких камнях могли бы танцевать эльфы
На таких камнях могли бы танцевать эльфы

С перевала спускается группа - не эльфов, конечно, а туристов. Все в касках и с большими рюкзаками. У кого-то с собой веревки. Серьезные люди. Все здороваются, и я здороваюсь со всеми, хотя никого не знаю. Таковы негласные правила вежливости в походах.

Долина перед перевалом Географов (цирк Ганешина, если быть точным) в этот воскресный день довольно многолюдна.

Туристы спускаются с перевала
Туристы спускаются с перевала

На всхолмье стоят палатки. Слева - ещё один лагерь, пахнет дымом костра, слышатся голоса. Компаний отдыхающих с шашлыками и грибников здесь нет. Видимо, потому, что грибы есть внизу, а втащить мангал и дрова сюда — то еще удовольствие. Гуляющие вроде меня тоже не попадаются навстречу ни разу. Только туристы, и только в касках.

Тропа исчезает и начинается протяженный склон некрупного курумника с островками растительности. Камни, между тем, становятся крупнее. Слева и ниже прорисовывается нечто, похожее на глубокий ров.

Курумник на склоне. Вдалеке и ниже - вход в перевальное ущелье, который я проскочила
Курумник на склоне. Вдалеке и ниже - вход в перевальное ущелье, который я проскочила

Не заметив подвоха, продолжаю подъем. По информации из сети подъем к перевалу должен начинаться с отметки 650 метров, а она, по ощущениям, уже пройдена.

Думаю, ну ладно, вот сейчас пойду влево и как раз к самой седловине и выйду.

Зубы дракона
Зубы дракона

Склон становится круче, и в один прекрасный момент, чтобы обойти скалу, я поворачиваю левее, в сторону перевала. Идти дальше ногами уже не получится, и не в палках дело, и уж точно не в ногах.

Каких-то особенных скал там нет, чтоб как в кино, но местами надо лезть, в смысле - именно лезть, с помощью рук. Где-то метра по полтора, где-то по два, в пару-тройку движений.

Подъем на плечо Тахтарвумчорр
Подъем на плечо Тахтарвумчорр

Везде полого и куча выступов. Оставляю рюкзак и палки, запомнив место, поднимаюсь дальше. Интересно посмотреть сверху на перевал. Сколько там метров до дна ущелья? Оглядываюсь и прикидываю, как буду спускаться, а слезть надо примерно тем же путем, потому что терять рюкзак не хочется. Он уже скрылся за уступами. Разлом перевала тоже скрывается из вида. Уступы проходимые, ничего сложного. И вот - тупик.

-8

То есть, конечно, не тупик, а очередная скала, этакий угол, лезть по нему в ботинках совсем не хочется. То есть оно можно, но не нужно. Обхожу сомнительное место, беру левее, просачиваюсь через какую-то щель и забираюсь выше.

Вид на другую сторону перевального ущелья
Вид на другую сторону перевального ущелья

Вот он, обрыв над перевальным ущельем. Далеко внизу, едва различимые, то и дело скрываясь за огромными обломками скал, идут люди. Очередная группа туристов двигается через ущелье со стороны города Апатиты. Не перевал, а променад!

Вы видите тут людей? А они есть. Если увеличить полноразмерное фото,  можно заметить
Вы видите тут людей? А они есть. Если увеличить полноразмерное фото, можно заметить

Только в сравнении с едва заметными фигурками людей можно прочувствовать истинные размеры и масштабы этих склонов, уступов и нагромождений камней. Отдышавшись, отправляюсь обратно к рюкзаку. Дорогу сверху уже не видно. И рюкзака нет нигде, хоть тресни. Попетляв, наконец-то, замечаю рюкзак.

(Вывод: надо качать силовую выносливость, с упором на «силовую». Второе и третье дыхание в таких местах быстро заканчивается).

И все-таки хочется посмотреть на перевал вблизи.

Надо спускаться к началу перевального ущелья, и снова подниматься, только на сей раз — правильным путём. При взгляде наверх путь к седловине уже не кажется таким простым, как со склона. Перевальное ущелье завалено скальными обломками больше человеческого роста, и нет ничего похожего на тропу, вроде той, которую можно обнаружить на перевале Рамзая.

Замечаю мужчину в альпинисткой каске. Он явно кого-то ждет. Видимо, дожидается оставшихся участников группы — тех, кого я видела сверху. Здороваемся. Я спрашиваю у него, как пройти через перевал Географов, и какие там препятствия ожидают. Оказывается, путь туда и обратно должен занять у меня около часа.

По нагроможденным друг на друга обломкам скал надо подниматься к высшей точке перевала, которая находится на высоте 841 м над уровнем моря.

Путь наверх
Путь наверх

Место атмосферное и колоритное. На ум приходям те самые строки Данте, которыми начинается «Божественная комедия». Для полноты картины не хватает сумерек и наползающего тумана. И призрака Вергилия на склоне. Вместо Вергилия внизу я замечаю двух девушек, которые пробираются через трещину между камнями. В одной из них я узнаю тренера по скалолазанию, у которой занималась в прошлом году. Вот это встреча! В большом городе можно не пересечься ни разу, то ли дело — Хибины.

(Что есть, то есть — чтобы встретить по-настоящему крутых людей, надо ходить по-настоящему крутыми дорогами;))

Дно ущелья представляет собой ров, заполненных обломками скал поистине титанических размеров, их лучше обойти по верху, через завалы камней поменьше. Ров выглядит так, будто за ним скрывается тропа, ведущая в уютно обустроенный ад, который поменялся местами с небом в той поэме Уильяма Блэйка, где между небесами и адом всё сложно.

-12

И вот триангуляционный знак остается внизу. Впереди виднеются далекие отроги Хибин. Глядишь обратно, на озеро — а на скале из камней складывается много интересного. Каменная горгулья охраняет подход к седловине. Драгоценным камнем за ней сияет Малый Вудъявр. Лукавые бесенята на самом верху усмехаются соседней горе.

Гордый каменный профиль бросает вызов облакам
Гордый каменный профиль бросает вызов облакам

Развлекая себя столь неспортивными мыслями, достаю термос.

Ноги забились. Хочется лечь прямо на камне и уснуть, и чтоб никто не трогал. Напрочь забываю о телефоне и фото. Пью чай, закусываю конфетами. Бутербродов не хочется, они так и остаются в рюкзаке.

Высоты и бездны с непривычки накрывают, — да что уж там, кроют в полный рост, — слишком много прекрасного и обманчивого вокруг.

Плечо Тахтарвумчорр с седловины перевала выглядит куда более величественно, чем со склона. Прикидываю, как долго я буду спускаться по курумнику тем самым путем, по которому поднималась.

Выдвигаюсь в обратный путь. В этот раз мне не до мистических откровений, и не до медитаций. Весь путь вниз по ущелью — одна сплошная медитация, потому что мыслей никаких нет, они все куда-то улетучились, остались одни движения.

Вид на озеро Малый Вудъявр. Белой лентой вьётся дорога на Куэльпорр
Вид на озеро Малый Вудъявр. Белой лентой вьётся дорога на Куэльпорр

Удача на моей строне: на выходе из перевального ущелья слева выныривает тропа. Стремительно уходя вниз и оставляя каменистые осыпи слева, я едва ли не съезжаю по ней к зеленой каменистой долине, той самой, где могли бы обитать эльфы. Больше не ощущая никакой забитости в ногах, по торной тропе спускаюсь к ручью Вудъяврйок. И только у ручья приканчиваю всю еду, взятую на день.

В гостинице выясняется, что те двое съехали, и я осталась единственным постояльцем. И тут срабатывает такое странное явление, как очарование заброшенного:

В зимнем лесу под глубоким снегом зацвела ветка сливы.

Как-то так.

Окончание следует

------------

* Все фотографии, использованные в статье, принадлежат автору.*

<<Хибины. День 1. Цирк Откола

Хибины. День 3. В поисках молибденитового рудника >>