Каждый раз, начиная писать о Беларуси, я понимаю, что я/мы не знаем о ней почти ничего.
Я ведь вполне среднестатистическая гражданка России, страны-соседки, страны, как мы уверены, корнями связанной с Беларусью. Как же так получилось, что я больше знаю о Грузии или Армении, где никогда не бывала, чем о традициях, истории, песнях, танцах, литературе, рукоделии куда более близкого народа?
Я вот прямо чувствую, что-то здесь неладное, неправильное в основе, но не понимаю, что.
Ладно, кто виноват, пока не выяснить, второй традиционный вопрос — что делать-то? А тут проще: брать свои фото, видео из короткой летней поездки в Беларусь, оживлять воспоминания и писать, пытаясь узнавать то, чему то ли плохо учили, то ли я плохо училась, то ли не учили вообще.
Ну вот, навскидку: почти каждый месяц в том же московском саду Эрмитаж проходят дни то Индии, то Таиланда, то Африки, то Индонезии… Беларусь? Нет, не слышала. Беларусь — это "вкусная колбаса, женское белье, дешёвая косметика, качественная молочка". А "дружба народов" где, йошкин ты кот?!
Так, кажется, теплее… То есть среди "кто виноват" не только моя (или наша) недоученность, но и нежелание белорусской стороны "учить"? Думаю, да.
Есть же суперпример: ВДНХ! Сколько лет стоял белорусский павильон за забором? Сколько ещё, явив народу чу́дные колонны на входе, открыв двери лучшей на ВДНХ кафе-закусочной "Бульбяная" и ...всё! Сколько лет внутрь павильона входили "через задний проход" и все, что видели — опять та же косметика?
Знаю, что где-то в июне Батька рыкнул: "Открыть немедленно!" Открыли:
- белорусская косметика;
- женское белье;
- белорусский лен;
- что-то там с цитатами от Батьки (кружки, бейсболки...);
- продукция белорусских швейных фабрик.
Да, все очень неплохое, только дороже, чем в Беларуси, ровно в два раза (по свежим следам сравнивать легко). Ещё легче было сравнить павильон Беларуси с казахским и азербайджанским.
Что, неудачный пример? Мол, не самые сейчас большие наши друзья? Да нет, очень удачный как раз: дружим — мы дружим, а себя — лицом показать! И не торгашеским, а народным, где и искусство, и традиции, и литература, и выставки об истории и современности.
Покажу обязательно, но не сегодня.
А где же в белорусском павильоне выцинанки, чёрная керамика, свистульки, куклы-обереги, изумительные соломенные коники и цветы? И ...пауки, которые тоже искусство и традиция?
Ведь вот тут-то и видно, как мы близки, но какие разные. Сколько общего, но совсем с иным колоритом. Ну, то есть должно быть видно, только посмотреть-то и негде, в огромном павильоне место нашлось лишь для базара, просто современного, а не из ВДНХ 90-х.
Заметили в куче моего благородного возмущения незнакомое слово? Знаете, что такое выцинанки? Вот эти, что на фото к статье?
А это такая бумажная ювелирка, иначе и не определишь. Не хочу провоцировать споры, "кто первый встал и чьи тапки", тем более, что первыми в этом искусстве вообще были китайцы, а Википедия определила его как древнеславянское. Куда уж мне экспертничать после таких несоответствий)) Так что я только про белорусские:
«Выцинанка», «вытинанка» (бел: Выцінанка) – от слова “выцінаць”, что означает “старательно выводить мелодию или узор”, “заниматься чем-то кропотливым, требующим большого внимания и старательности”.
Судьбу здешней бумажной выцинанки отсчитывают с 16 века, когда в 1560 г. по приказу Великого Князя Витовта в Несвиже основали первую отечественную бумажную фабрику. К началу 18 века их было уже около 30. Ну, а раз бумага стала дешевой и широкодоступной, началось ее активное использование в быту. До сегодняшнего дня неизменны основные принципы выцинанки: основной материал – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).
Особенности белорусского вырезания из бумаги – это геометричность узоров и использование определенного набора символов-архетипов, сохранившихся в народном искусстве еще с тех самых древнеславянских, дохристианских времен. Местные канонические сюжет - Дерево Жизни, Мать-Родительница, Женская доля, Цветок... Эти сюжеты, как народный творческий шифр. Самый яркий пример – Дерево: символ Мира, символ Вселенной, где корни – предки, ставол – белорусы сегодня, а крона – их дети.
Надо ли что-то добавлять к получившемуся эмоционально-познавательному? Думаю, если и надо, то одно: буду рада ошибиться в эмоциях и оказаться "печально нестандартной русской", так мало знающей о белорусской культуре.
Но, Аляксандр Рыгоравiч! Павильон на ВДНХ все же категорически необходимо переформатировать из торгашеского в культурный! Хотя бы в масштабе 50x50!