Когда в начале девяностых я училась в педагогическом колледже, как раз шел процесс активных изменений в образовании. В том числе и дошкольном.
Не могу сказать, что в этих изменениях всё было плохо. Но образование начало тянуть в ряде моментов в противоположную сторону. О нравственности и патриотизме говорить стало не модно. Обращать внимание на ошибки тоже...
Один из перекосов мы наблюдали на открытом занятии воспитателя по рисованию в детском саду, куда мы каждую неделю ездили на практику.
Надо сказать, что и как педагог, и как человек она была в целом хорошей.
Но на самом занятии меня очень смутило, как педагог после выполнения работ стала каждому ребенку говорить, что он молодец, не говоря даже, за что молодец и не обратив внимание ни одного ребенка на то, что можно изменить, переделать.
Было ощущение формализма, недоработанности. Малой пользы в таком обучении для детей.
Хотя, я видела занятия этой же воспитательницы и ее напарницы в неформальной обстановке, так как была прикреплена к их группе, и такого процесса формальной похвалы не наблюдала.
На обсуждении я задала ей вопрос по поводу похвалы, на что воспитательница сказала, что им сказали теперь никого не ругать, а только хвалить.
Странно, конечно, считать, что обезличенная, размытая похвала целительна и полезна для детей.
А анализ ситуации, выявление недочётов для исправления и, соответственно, дальнейшего развития и совершенствования - вред для детской психики.
Когда я присылала статьи о двоюродном внучке Сашке моей сестре почитать ( для которой Сашка - родной внук), а в ответ мне тут же прилетали смайлы пальцами вверх, знаете, такая похвала мне не очень по душе (прости, сеструха😁).
Она ни о чем, пустая.
Вспоминается же мне отзыв ныне покойной подруги Наташи на мою статью о дружбе, о взаимоотношениях первого армянского католикоса Григора и царя Трдата в 2013 году. Наташа не только сказала, что именно ей понравилось, но ещё и сделала свои выводы, новые добавления к теме.
В то время, как остальные говорили просто: " Молодец", "Поздравляю"... ( ещё оставалось добавить:"Желаю счастья в личной жизни" и комплект собран😁).
И вот именно Наташин отзыв меня порадовал, так как говорил о том, что ей не безразлично, что я написала, что она размышляла вместе со мной по теме и у неё возникли и свои мысли.
Какой же должна быть похвала?
1) искренней и не притянутой за уши. Не надо специально выискивать, за что похвалить, сама жизнь и человек в ней дадут вам материал для похвалы;
2) конкретной. За что конкретно Вы хвалите человека ( большого, маленького - неважно);
3) за плохое, неудавшееся хвалить не надо. Из него можно вычленить хорошее, если возможно, за это похвалить. Затем помочь проанализировать, что можно изменить;
4) сравнивать успехи человека не с успехами других, а с собой вчерашним.
5) с разнообразным словарным запасом. А не одними классами, "молодец", "супер" и т.д. Не превращаемся в Эллочку- людоедку😁
6) хорошо, когда человек чувствует, что то, что он сделал, вас затронуло, вы начали рассуждать и у вас появились свои мысли по его теме (если вы, конечно, их выражаете с уважением, с целью обсуждения, взаимного обогащения информацией. Тут важна грань, чтобы не обесценить труд другого). Также ст`оит помнить, что этот пункт не все любят. Перфекционисты, люди с нарциссическим радикалом расценивают такие моменты как конкуренцию, угрозу своей целостности и своего статуса ("не я додумался, кто- то умнее меня, опасен").
Поэтому данный пункт применяем с индивидуальным подходом.🙂
Картинки с просторов интернета.
Телеграм: https://t.me/oksanatankova48
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на страницу сайта, где статья напечатана.
Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation
Skype: oksana-tankova3536
на очную консультацию по телефону: +7 (988) 576-88-85
Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru