26 сентября стало известно, что Россия не будет выдвигать свой фильм на премию «Оскар», церемония вручения которой пройдет 12 марта 2023 года. О том, как это решение встретили в индустрии и как функционировал оскаровский комитет России, мы рассказывали. Теперь мы собрали фильмы, заявленные от других стран. Пока что это неполный список, но среди описанных картин уже намечаются фавориты.
Алжир — «Наши братья»
Кто делал: Рашид Бушареб, трижды номинированный на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», но так и не получивший статуэтку. В 1996-м его номинировали за драму «Пыль жизни», в 2007-м — за историю про разделенных судьбой братьев«Патриоты», в 2011-м — за ее продолжение во «Вне закона».
О чем: Сюжет основан на деле Малика Уссекина, 22-летнего франкоалжирского студента, убитого полицией на уличных протестах в Париже в 1986 году. Тогда около 500 тысяч учащихся выступали против университетских реформ, по которым планировалось ввести ограничения на поступления в вузы.
Аргентина — «Аргентина, 1985»
Кто делал: Сантьяго Митре, уже получивший за фильм спецприз в Венеции. Цифровой релиз выкупил Amazon Prime Video.
О чем: Историческая драма о том, как адвокат и прокурор отправляют на скамью подсудимых девять высокопоставленных военных чиновников , обвиняемых в нарушениях прав человека и установивших военную диктатуру в Аргентине.
Бразилия — «Марс Один»
Кто делал: Сценарий и режиссура Габриэля Мартинса, работавшего над хоррором «Узы дьявола» и «В сердце мира» (No Coração do Mundo). Премьера прошла на фестивале «Сандэнс».
О чем: История небогатой бразильской семьи. Мальчик Дейвиньо мечтает стать астрофизиком и принять участие в проекте по колонизации Марса. Его отец Веллингтон работает швейцаром, благодаря обществу анонимных алкоголиков не пьет уже четыре года и надеется, что Дейвиньо станет успешным футболистом. Его мать Терсия считает, что проклята, после того как стала участницей розыгрыша (в нем мужчина кинул якобы динамит в пекарню, где находилась Терсия). А старшая сестра Юнис встречается с девушкой.
Венесуэла — «Ящик»
Кто делал: Лоренсо Вигас, получивший в Венеции спецприз за «Ящик», а в 2015-м — «Золотого льва» за драму «Издалека».
О чем: Парень Хацин отправляется в Северную Мексику, чтобы забрать останки своего отца, найденные в общей могиле. По пути он встречает незнакомца, подозрительно похожего на покойного родителя.
Гонконг — «Куда дует ветер»
Кто делал: Режиссер — Филип Юн (детектив «Порт назначения»).
О чем: Криминальный триллер о коррумпированных полицейских, пришедших к власти в Гонконге в 1960-х годах. С бюджетом в 38 млн долларов это один из самых дорогих гонконгских фильмов.
Израиль — «Кинотеатр Сабайя»
Кто делал: Орит Фукс поставила фильм, основанный на собственном опыте обучения кинематографисток на севере Израиля. «Кинотеатр Сабайя» получил премию «Офир», известную как израильский «Оскар».
О чем: Молодая режиссерка Рона проводит семинар для восьми женщин арабского и еврейского происхождения. Постепенно участницы лучше узнают друг друга и начинают сомневаться в своих предубеждениях о других народах.
Индия — «Однажды в кино»
Кто делал: Полуавтобиографическую драму снял Пан Налин («Долина цветов», «Самсара»), призер различных международных фестивалей — от «Трайбеки» до фестиваля индийского кино в Лос-Анджелесе.
О чем: Мальчик из трущоб Самай попадает в захолустный кинотеатр, подкупив киномеханика домашней едой (друзей Самая, пробравшихся внутрь без билета, выгоняют). Так, герой начинает каждый день менять мамин обед на возможность посидеть в кабине механика, где Самай видит прекрасный мир на большом экране. Но вскоре кинотеатр переходит с пленки на цифровые технологии, и уютный мир мальчика рушится.
Непал — «Бабочка на окне»
Кто делал: Дебютант в полном метре Суджит Бидари.
О чем: История двух детей, сестры и брата Бидьи и Басанты, живущих в отдаленной непальской деревне. Замученная тяготами жизни мать просит их усердно учиться, а отец беспробудно пьет. Картина посвящена детским мечтам, вопросам образования в Непале и детского труда. В фильме нет местных знаменитостей. Более того, часть актеров-детей, играющих друзей Басанты, не видели ни одного фильма до съемок.
Новая Зеландия — «Муру»
Кто делал: Тирепа Кахи, потомок представителей нескольких племен маори, коренного населения Новой Зеландии. В кино Кахи исследует наследие и историю маори. Его дебютный фильм Mt. Zion посвящен новозеландскому музыканту, который мечтает выступить на разогреве у Боба Марли. Еще режиссер снимал фильмы про создание музыкального хита «Poi E» группы Pātea Māori Club и про местную регги-группу Herbs. Кахи также работал с Тайкой Вайтити над комедией «Охота на дикарей».
О чем: Сюжет вдохновлен реальными событиями — полицейскими рейдами 2007 года в общины маори. Они показаны через историю сержанта полиции Таффи, который также работает водителем школьного автобуса. Во время рейдов ему предстоит выбрать, на какой он стороне — стражей порядка или местных жителей.
Палестина — «Средиземноморская лихорадка»
Кто делал: Маха Хадж, чей первый фильм «Личные связи» показали в программе «Особый взгляд» в Каннах. Ее вторая работа тоже попала в эту секцию в Каннах и даже получила приз за сценарий.
О чем: Действие происходит среди арабского сообщества в израильском городе Хайфа. Палестинец Валид живет в бедном районы израильского города Хайфа вместе с женой и маленькими детьми. Герой мечтает стать писателем, борется с депрессией и не может найти вдохновение. Справиться с творческим тупиком ему помогает таинственный сосед Джалал — семьянин, связанный с преступным миром.
Тайвань — «Проклятый Асура»
Кто делал: Мастер черного юмора Лу И-Ан («Белая ложь, черная ложь»). «Проклятый Асура» — призер местного Тайбэйского кинофестиваля.
О чем: Психологическая драма, вдохновленная реальными событиями. Подросток Ян-Вен в свободное время играет в видеоигры и делает популярный веб-комикс, но плохо сдает экзамены. Из-за этого строгий отец хочет отправить парня учиться за границу. Разозлившись, накануне 18-летия Ян-Вен заказывает в интернете пистолет и устраивает стрельбу посреди ночи на рынке.
Тунис — «Под фиговыми деревьями»
Кто делал: Художественный дебют Эриг Сехири (ранее она работала над документальной картиной «Семейный альбом»). Ее новую работу показали в Каннах на «Двухнедельнике режиссеров».
О чем: Летний день из жизни тунисских сборщиц инжира. Главных героинь играют непрофессиональные актрисы разных поколений. «Их разговоры напоминают беседы у камина, где обсуждается прошлое и формируются видения будущего», — указано в рецензии The Hollywood Reporter.
Уругвай — «Работник и работодатель»
Кто делал: Третий фильм уругвайца Маноло Ниэто («Место сына», «Конура»). Копродукция Уругвая, Аргентины, Бразилии и Франции.
О чем: Родриго и Карлос примерно одного возраста, у каждого есть семья — жена и ребенок. На этом их сходства заканчиваются. Родриго — сын богатого фермера, у которого болен ребенок. Карлос — бедняк, которого Родриго нанимает на работу трактористом. Однажды из-за плохих условий труда с Карлосом случается беда, но он винит в этом только себя, не понимая, что на самом деле ответственность лежит на работодателе.
Южная Корея — «Решение уйти»
Кто делал: Пак Чхан-ук, взявший приз за режиссуру на Каннском фестивале (ранее на Лазурном Берегу отметили его «Жажду» и «Олдбоя»). Наше интервью с режиссером можно почитать здесь, а рецензию критика Кинопоиска Станислава Зельвенского — тут. Напомним, в 2020-м лауреатами «Оскара» стали «Паразиты», которые взяли награды в двух номинациях — как лучший фильм и лучшая картина на иностранном языке.
О чем: Действие происходит в Пусане, где детектив Хэ-джун расследует смерть мужчины, упавшего со скалы. У Хэ-джуна есть подозрение, что это было спланированное убийство. Под подозрение в том числе попадает вдова покойного, но по ходу расследования между ней и следователем завязывается взаимная симпатия.
Япония — «План 75»
Кто делал: Получившая спецприз в Каннах Тиэ Хаякава.
О чем: Фильм основан на сегменте Хаякавы из антологии «10 лет в Японии». Действие разворачивается в ближайшем будущем, когда японское правительство запускает программу, поощряющую добровольную эвтаназию пожилых людей. Так государство надеется омолодить общество. В результате программы женщина в возрасте, практически оставшаяся без средств к существованию, менеджер «Плана 75» и молодой филиппинский рабочий оказываются перед выбором — жизнь или смерть.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Тимур Алиев, Лиза Кузнецова
[data-stk-css="stkabm3a"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { padding-bottom: 5px } [data-stk-css-m="stk7vyVe"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) {} [data-stk-css="stkrJuXT"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { height: 140px; overflow: hidden }
Выдвигает фильмы на «Оскар» самостоятельно.
Выдвигает фильмы на «Оскар» самостоятельно.