Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Вопрос без ответа: выстрел с того света?

Полковник Михаил Гордеевич Дроздовский в Белой гвардии считался личностью выдающейся. Октябрьская революция застала его на Румынском фронте, который, несмотря на название, состоял из двух румынских и четырёх русских армий. Вот из этих-то четырёх армий уже несуществующего государства Михаил Гордеевич и набрал отряд приблизительно в тысячу добровольцев. "Дрозды" - так их потом стали называть в Белой гвардии.

Михаил Гордеевич Дроздовский ещё в чине капитана (изображение из открытых источников)
Михаил Гордеевич Дроздовский ещё в чине капитана (изображение из открытых источников)

Ну собрать-то собрал, а что дальше делать-то? В это время в армейской среде было весьма популярно имя бывшего верховного главнокомандующего генерала Корнилова, которого упёк в тюрьму ещё Керенский. Теперь Корнилов со своей Добровольческой армией находился на Дону, куда и созывал всех, кто готов был сражаться против захвативших власть большевиков. И отряд Дроздовского численностью приблизительно в тысячу человек тронулся в сторону Дону.

До места дошли... что-то около двух с половиной тысяч. По дороге собирали всех, кого не устраивала новая власть. Из брошенных армейских складов выгребали оружие и боеприпасы. Прибыли на Дон вовремя - помогли восставшим казакам освободить их столицу Новочеркасск. Вот только новости Дроздовского не обрадовали. Оказалось, что Корнилов погиб на Кубани, и его Добровольской армией теперь командует какой-то генерал Деникин, о котором известно только, что бывший верховный главнокомандующий очень ему доверял.

(Этот абзац вызвал массу критики в комментариях, поэтому вынужден уточнить. Речь идёт не об известности Деникина в армейских кругах как талантливого военачальника. Вступая в командование Добровольческой армии Антон Иванович сам признавал, что не является политическим лидером со всероссийской известностью подобно Корнилову, Алексееву или Колчаку, которому он позднее без колебаний подчинился. В антибольшевистских кругах изначально Деникина воспринимали лишь как человека, которого по каким-то причинам Корнилов назначил своим преемником)

Верховный главнокомандующий генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов (изображение из открытых источников)
Верховный главнокомандующий генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов (изображение из открытых источников)

И тогда Михаил Гордеевич принял для себя непростое решение - подчинить свой отряд этому самому Деникину. А надо сказать, что отряд его, влившись в Добровольскую армию, составил от неё аж треть. В качестве алаверды Антон Иванович Деникин объявил Дроздовского несменяемым командиром образованной из его бойцов дивизии.

Тем не менее, отношения их складывались далеко не просто. Во-первых, Михаил Гордеевич знал о своей огромной популярности в рядах Белой гвардии, поэтому на любую критику реагировал крайне болезненно. А во-вторых, в отличие от Деникина и его ближайшего окружения, считавших, что монархия один раз уже довела Россию до революции и больше, спасибо, не надо, Дроздовский был открытым ярко выраженным монархистом. А идея вернуть на трон царя-батюшку, при котором такого бардака в наличии не имелось, пользовалась огромной популярностью среди белогвардейцев. Так что Деникин со своим: "Победим красных, а там и решим, как страну обустроить" оказался "страшно далёк от народа".

Командующий Добровольческой армией генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин (изображение из открытых источников)
Командующий Добровольческой армией генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин (изображение из открытых источников)

Но, согласитесь, сложно воевать под началом человека, которому не веришь. В таких случаях спасает только громоотвод для молний народного гнева. Звали этот громоотвод Иван Павлович Романовский, и занимал он пост начальника штаба армии. Вот его-то вся армия дружно и ненавидела. За что? Да практически за всё.

И, тем не менее, Михаил Гордеевич ни разу в жизни не позволил своим личным амбициям или политическим пристрастиям внести раскол в ряды Белой гвардии. В жизни не позволил, а вот смертью своей внёс. 31 октября 1918 года в боях за Ставрополь пуля пробила ему ступню. Пустяковая рана, но за ней началась гангрена. Она то и сожрала Дроздовского за каких-то два месяца.

"Дроздовцы" Валерий Куликов (изображение из открытых источников)
"Дроздовцы" Валерий Куликов (изображение из открытых источников)

"Дрозды" отказывались верить! Какая-то царапина и вдруг - смерть. Поползли слухи о некоем профессоре Плоткине, разумеется, еврее (ну а от кого ещё у нас все беды), который, якобы, лечил Михаила Гордеевича, но только совсем неправильно, чтобы залечить до смерти. И за это, якобы, после смерти Дроздовского получил он большую сумму денег. Называли и имя того, кто подговорил Плоткина залечить своего пациента - генерал Романовский. Дескать, начальник штаба давно завидовал популярности Михаила Гордеевича и вот, наконец, подвернулся случай свести счёты.

И надо отметить, некая доля правды в этом имелась. Вот только не для себя "завидовал" Иван Павлович популярности Дроздовского. После объединения с Донской армией он откажется от предложенного Деникиным поста командующего Добровольческой армией. Романовского больше тревожило, что Михаил Гордеевич может составить конкуренцию Деникину и это приведёт к расколу. Антон Иванович обладал массой достоинств, но вот харизма, увы, в их число никогда не входила.

Начальник штаба Добровольческой армии генерал-майор Иван Павлович Романовский (изображение из открытых источников)
Начальник штаба Добровольческой армии генерал-майор Иван Павлович Романовский (изображение из открытых источников)

А между тем, шаг за шагом приближаясь к Москве, Белая гвардия всё больше и больше растягивала свой фронт. И в один совершенно не прекрасный для белогвардейцев день тоненькая линия фронта лопнула, порвалась, пропуская в разрывы красные полки. Вот тут то всё недовольство Деникиным и выплеснулось наружу. Как и положено громоотводу Романовский первым принял удар, сложив с себя полномочия начальника штаба. Без него Деникин долго не выдержал и добровольно отказался от командования. Как не честолюбив был Дроздовский, он никогда не опускался до интриг, которыми не побрезговал, чтобы подсидеть предшественника, новый командующий - барон Врангель.

Сдав командование Врангелю, Деникин с Романовским отбыли в Константинополь, где в здании русского посольства ждала семья Антона Ивановича и дети покойного генерала Корнилова. Иван Павлович спустился в вестибюль дать распоряжения шофёру и... получил там две пули от неизвестного. Узнав, что его друга минуту назад не стало, Деникин впервые в жизни упал в обморок.

Поручик Мстислав Алексеевич Харузин - предполагаемый убийца генерала Романовского (изображение из открытых источников)
Поручик Мстислав Алексеевич Харузин - предполагаемый убийца генерала Романовского (изображение из открытых источников)

Убийцу генерала Романовского не нашли. Спустя 16 лет писатель и бывший белогвардеец Роман Гуль сделает заявление: в Ивана Павловича стрелял поручик Мстислав Харузин, сотрудник Отдела пропаганды. Но проверить эту информацию не представляется возможным - в том же 1920 году Харузин пропал где-то в Турции. Да и имелся ли у него мотив для убийства?

Другое дело "дрозды". Они ненавидели Романовского и считали именно его главным виновником гибели своего любимого командира. Более того, некоторые из них утверждали, что Ивану Павловичу предстояло умереть ещё при жизни Дроздовского. Что именно он не давал разрешения своим бойцам расправиться с ненавистным начальником штаба. И теперь, когда Михаила Гордеевича не стало, остановить "дроздов" оказалось просто некому. Получается Романовского сразил выстрел с того света? Никто из "дроздов" не взял на себя ответственность за убийство, но многие из них считали эту расправу закономерным возмездием.

Читайте в этом цикле: