Немецкая оккупация Греции длилась менее четырех лет и принесла стране полное разорение. Погибло более полумиллиона человек, из них 300 000 от голода. Промышленность почти полностью развалилась. Большинство мостов, дорог и портов были непригодны для использования. Оставалась только надежда на лучшее будущее.
Сначала 28 октября 1940 года напал Муссолини — желая произвести впечатление на Гитлера быстрой победоносной кампанией, он без его согласия напал на Грецию. Хотя Муссолини бросил в бой массу воинов, а однажды даже показался сам на фронте, ему пришлось признать превосходство греческой армии и быстро приказал отступить.
Вскоре после этого в январе 1941 года премьер-министр Греции Иоаннис Метаксас неожиданно скончался от фарингита, и новое афинское правительство согласилось принять помощь, предложенную премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. Британский корпус численностью 50 000 человек высадился в Греции.
Гитлер был в ярости на итальянского союзника, который без согласия открыл опасный фронт на Балканах. Ему пришлось идти ему на выручку, что означало отсрочку запланированного нападения на Советский Союз.
Бой без шансов
Было начало апреля 1941 года, когда на помощь двинулась немецкая армия, напавшая на Грецию со стороны Югославии. Вместе с немцами против греков и англичан воевали болгары и отдельные итальянские отряды.
Защитники Греции сражались храбро, но шансов у них не было. Правительство эвакуировались на Крит, а затем в Египет. Они взяли с собой часть армии вместе с британскими войсками.
В Каире было создано правительство в изгнании. Впрочем, это не имело большого значения, поскольку в Афинах уже устанавливался новый центр власти.
В тысячу раз дороже, чем до оккупации
Оккупанты разделили Грецию на три зоны: немецкую, итальянскую и болгарскую. Условия жизни по всей стране ухудшались день ото дня. Чтобы прокормить иностранных солдат, конфисковывали зерно, овощи и фрукты, скот и оливковое масло. Запрещалось перевозить сельскохозяйственную продукцию между зонами оккупации, между городами, между материком и островами. Были реквизированы рыбацкие лодки.
Полки магазинов и местные ярмарки быстро пустели. С другой стороны, быстро развивался черный рынок, цены взлетели до невероятных высот — буханка хлеба стоила 2 миллиона драхм, что почти на тысячу процентов дороже, чем до оккупации.
Итальянцы и немцы взяли под свой контроль важнейшие государственные предприятия, в том числе рудники, благодаря которым Рейх получил бесчисленные партии золота, железной руды, хрома, никеля, магнезита, марганца и бокситов.
Вражеские солдаты грабили все, что могли, не жалея даже больницы и аптеки.
Из-за боевых действий не было возможности собирать урожай и сеять, а англичане не хотели ослаблять морскую блокаду в течение многих месяцев (они сделали это только благодаря давлению граждан и после дипломатических усилий Ватикана), т.к. считали, что любая гуманитарная помощь, доставленная на оккупированные территории, усилит нацистов.
Годы страшного голода
Страшный голод приближался к стране, где плодородная почва дважды в год приносила плоды. В крупных городах дневной рацион питания был сокращен до 100 г хлеба, чашки сладкого чая и тарелки супа, т. е. примерно до 300 калорий. Кто выдержит такую диету? И сколько?
Те, у кого хватило сил, умения и мужества нарушить правила оккупации, бежали от голода в деревни и на острова.
Первая зима во время оккупации на рубеже 1941 и 1942 годов была самой тяжелой. Ежедневно от голода умирало не менее четырехсот человек, а иногда и тысяча. Убирать трупы с улиц было некому. Мест для индивидуальных захоронений не было, поэтому людей хоронили в братских могилах.
Полмиллиона жертв
Немцы ушли из материковой Греции в октябре 1944 г. Оккупация закончилась спустя почти четыре года. Его последствия были катастрофическими.
Корабли торгового флота покоились на морском дне. Цены на продукты и все самые необходимые товары выросли на несколько сотен процентов. Одна за другой вспыхивали эпидемии туберкулеза, брюшного тифа и малярии.
Тем не менее греки были в эйфории от свободы. 12 октября 1944 года немецкий солдат перед отъездом из греческой столицы снял нацистский флаг с флагштока Акрополя. Через несколько дней его место занял греческий флаг.
В Афинах, Салониках и везде, откуда последовательно уходили нацисты, царила радость и надежда на то, что, наконец, наступят мирные, нормальные времена.