Найти тему
Строки на веере

Мифы о призраках в Питере сказочном #29Ангелы Санкт-Петербурга

Я ночью сердцу дал познать восторг хмельной,
И, воспарив, оно влетело в мир иной!
Я видел ангела. Он говорил усопшим:
«Входи; ты с истиной. Уйди: ты с клеветой».
Омар Хайям

Ангел — буквальный перевод с греческого — вестник. Ангелы воспринимаются как небесные посланники, помощники и хранители. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, но города тоже должны иметь своих хранителей, и чем их больше, тем всем нам лучше.

Ангел с Александрийской колонны

Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Николай Гумилев

Одна из самых приметных в Санкт-Петербурге статуя ангела располагается на вершине Александровской колонны или Александрийского столпа (по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник»), на Дворцовой площади. Автор идеи Карл Росси[1], скульптур Борис Орловский[2], колонну воздвиг зодчий Огюст Монферан. Это один из первых в России памятников в честь победы над французами.

Орловский приступил к работе над фигурой ангела в сентябре 1830 года, когда сама колонна уже начала воплощаться в камне. Изначально было много идей относительно фигуры, которая должна венчать колонну, в конце концов Орловский изваял статую ангела с лицом царя победителя Александра I. Левой рукой ангел держит крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на оберегаемую им землю.

Ангел-крестоносец не просто держит крест, этим крестом он попирает змея, что символизирует победу над наполеоновскими войсками. Это тот самый ангел, который, по мнению некоторых писателей фантастов, должен будет вглядываться в воду, которая сметет с лица земли Санкт-Петербург.

Изначально, когда Монферран только-только поставил колонну (кстати, на это шоу приезжали посмотреть со всего мира), люди боялись ходить возле, так как кто-то распустил слух, будто бы столп может не выдержать порывов ветра. Будучи уверенным в своем детище, Антон Антонович взял себе в привычку каждый день прогуливаться около Александрийской колонны со своей любимой собачкой, доказывая тем самым, что математический расчет конструкции верен, и памятник более чем безопасен.

Как известно, писатели, поэты, художники, да и все прочие деятели искусства, время от времени изменяют канву бытия, вводя сначала в свои произведения, а затем и в наш с вами обиход объекты собственного сочинения. Так происходило и с призраком Бедной Лизы, и со многими другими героями, которых нет-нет да и видят на улицах города. Не могу не поделиться новым очаровательным мифом от петербургского писателя Антона Чижа (роман «Аромат крови»): «В поздний час Дворцовой площадью владела тишина. Цокот копыт по булыжникам мостовой громко разносился по округе. Орсини приказал остановить в самом центре рядом с Александрийским столпом. Памятник уходил в темное небо, словно колонна, подпиравшая саму ночь.

— Здесь! — сказал фокусник, указывая на столп.

Ванзаров терпеливо ожидал, что же будет дальше. И ожидания не подвели. Заранее отрепетировав речь, Дмитрий Иванович беспощадно излил:

— В основание этого гранитного постамента вбито множество крепчайших дубовых свай. А под ними насыпан еще слой тяжелейших гранитных булыжников. А под ними утрамбованный слой песка. Зачем такие чудовищные устроения?

— Чтоб памятник не упал, — ответил Родион и громко зевнул.

— Нет! И еще тысячу раз нет! Здесь, под этой неимоверной тяжестью, скрыта тайна, ради которой было воздвигнуто это колоссальное и бессмысленное сооружение. Знаете, что спрятано в самом низу, на глубине тысяч саженей? Там спрятан каменный гроб, перехваченный множеством цепей. А в этом гробу замуровано чудовище — царь вампиров! Их великий вождь и главная сила! Именно здесь, в столице империи, он погребен, чтобы никогда на выйти на свет! Здесь центр притяжения всех вампиров!» — правда, очаровательная история, и как она сразу же украсила это место. Кто знает, может быть, со временем экскурсоводы станут рассказывать историю о царе вампиров, и доверчивые экскурсанты фотографироваться рядом со столпом, произнося при этом какие-нибудь хитрые мантры или чертя в воздухе тайные знаки. Кто знает…

Ангел Петропавловской крепости

Раздумал, видно, ангел улететь —
И вот застыл, пространство не осиля.
Ему на город весело глядеть
С вершины Петропавловского шпиля.
Под ним течет красавица Нева,
И волны омывают пляж знакомый.
А в невских водах — неба синева.
Здесь всё своё. Он в Петербурге — дома!
Е. Ефимовский

В самом сердце города располагается Петропавловская крепость, а в центре крепости — собор Петра и Павла, шпиль которого венчает один из ангелов-хранителей нашего города, оберегающий его многие и многие годы. Это летящий или парящий над Санкт-Петербургом золотой ангел — один из символов города на Неве.

-2

Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. Но в 1756 году произошел пожар, фигура ангела пострадала, и позже ее восстановили по рисункам Д. Трезини[3]. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и снова повредил фигуру ангела.

Собралась специальная комиссия, которая должна была решить, каким образом доставить на шпиль мастеров, обеспечив при этом их безопасность. На помощь пришел кровельщик Петр Телушкин[4], который без всяких лесов, с помощью веревок, сумел охватить шпиль петлей, подняться на самый верх и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

Телушкин изначально попросил выдать ему денег ровно столько, сколько нужно на покупку этих самых веревок и необходимого в реставрационной работе инструмента, цену за работу не называл, сказав, что заранее согласен на любую сумму, которая будет ему пожалована. В результате, за прекрасно выполненную работу Телушкину было заплачено пять тысяч рублей ассигнациями. После в «Сыне Отечества» была напечатана статья президента Академии художеств А. Н. Оленина[5], наблюдавшего за работой мастера из окна своего дома через подзорную трубу, а после беседовавшего с ним. С легкой руки Оленина, Телушкина начали называть «небесный кровельщик». Оленин представил Телушкина государю, который наградил отважного мастера деньгами и серебряной медалью «За усердие» на Анненской ленте.

Существует легенда: когда растроганный трудовым подвигом Петра Телушкина государь поинтересовался, что бы еще хотел получить мастер, тот простодушно заявил, что не всегда имеет при себе деньги на выпивку, после чего император подарил ему особую грамоту, увидев которую, все хозяева питейных заведений в Петербурге были обязаны наливать предъявителю сего бесплатно. Телушкин был счастлив! Он тут же отправился обмывать награду, предъявляя чудо-грамоту во всех встречных-поперечных трактирах, и как это водиться у алкашей, вскоре утратил волшебный амулет. После чего явился вновь к царю и попросил выдать ему такую грамоту, которую он бы не потерял в другой раз по пьяному делу. Делать нечего, пришлось поставить ему под правой скулой особое клеймо, которое работало точно также, как утерянная грамота.

Телушкин, заходя в трактир, расстёгивал ворот и демонстративно щелкал пальцами по клейму, после чего ему несли водку. Говорят, что именно отсюда пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя[6].

В 1858 году деревянная конструкция шпиля была заменена на стальную, фигура покореженного ветром и дождями ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку уже покойного к тому времени скульптора Р. К. Залемана[7]. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. Во время Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. Только в 1991 году ангел был отправлен в реставрацию, после которой его, заново позолоченного, с помощью вертолета подняли и вновь поставили на шпиль.

Ангел лютеранской церкви святых Петра и Павла

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М. Лермонтов

Церковь Святых Петра и Павла (также известна как Петрикирхе) — лютеранская кирха, располагающаяся в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 22-24).

-3

27 декабря 1727 года царь Пётр II подарил немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у Невской перспективы между Большой и Малой Конюшенными улицами. Здание церкви было заложено 29 июня 1728 года, в день святых апостолов Петра и Павла, и через два года церковь торжественно освятили. Первое здание было из кирпича, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек.

Прошло сто лет, здание обветшало, и община объявила конкурс на создание проекта новой церкви. Среди прочих в конкурсе участвовал замечательный зодчий Александр Брюллов[8], чей проект и был признан лучшим. Старое здание снесли летом 1833 года, а 21 августа того же года было заложено новое. 31 октября 1838 года готовую церковь освятили.

В 1937 году кирха была закрыта, пасторы Пауль и Бруно Райхерты арестованы и расстреляны. С 1938 года в здании находился склад театральных декораций, затем овощебаза и, наконец, здание перестроили под самый настоящий плавательный бассейн, который открылся в 1962 году.

В то время, если абонемент в бассейн получал верующий человек, он был вынужден либо отказаться от такого богохульства, либо успокаивал себя тем, что находится как бы в крестильной купели.

Только в 1994 году здание церкви было возвращено верующим, тогда же была отреставрирована фигура молящегося ангела над фронтоном.

[1] Карл Иванович Росси (17751849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

[2] Борис Иванович Орловский (настоящая фамилия — Смирнов; 1793, село Столбецкое, Орловское наместничество (ныне Покровский район Орловской области) — 16 (28) декабря 1837, Санкт-Петербург) — русский скульптор эпохи ампира, ученик и последователь Бертеля Торвальдсена.

[3] Доменико Андреа Трезини (Андрей Якимович Трезин, Андрей Петрович Трезин; около 1670, Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией — 19 февраля (2 марта) 1734, Санкт-Петербург) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

[4] Пётр Телушкин (умер в 1833) — кровельный мастер, известный смелостью подъёма в октябре 1830 года на руках с помощью верёвок, без лесов, до верхушки шпиля Петропавловского собора — для починки покрытия креста и припайки крыла ангелу.

[5] Алексей Николаевич Оленин — (28 ноября (9 декабря) 1763, Москва17 (29) апреля 1843, Санкт-Петербург) — российский государственный деятель, историк, археолог, художник.

[6] Оленин А. Н. О починке креста и ангела (без лесов) на шпице Петропавловского собора в Петербурге. — Сын Отечества, 1831, ч. 140, т. 18, № 14, стр. 406—414; то же отдельной брошюрой, СПб. 1831.

[7] Роберт Карлович Залеман (18131874) — русский скульптор.

[8] Александр Павлович Брюллов (29 ноября 1798, Санкт-Петербург21 января 1877, Санкт-Петербург) — русский художник и архитектор. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств.