ГАЗ-52 был, наверное, самым массовым двухосным грузовиком Советского Союза в среднетоннажном сегменте. Всего переходная модель была произведена в количестве 10006330 экземпляров. Почему переходной? Потому что, большая часть узлов и агрегатов брались от старшей версии ГАЗ-53, а вот двигатель установили от ГАЗ-51, немного его форсировав.
С 1964 по 1993 годы, в модель не вносили никаких модернизация, кроме визуальной составляющей передней части. Ситуацию могла изменить модификация ГАЗ-52-14, разработанная в 1970 году и представляющая из себя полноценную модернизацию среднетоннажного двухосника. Наряду со средней моделью, шла разработка и модификации 53-11. Что типично, обе машины получили одну и ту же новую кабину, а отличить их внешне можно было только по высоте бортов грузовой платформы. Первый серьёзно доработанный ходовой экземпляр ГАЗ-52, появился в 1972 году и сразу дал понять, что имеет право на жизнь.
Как и во всех подобных проектах, инженеры пытались дооснастить и облагородить салон рабочей машины, убежав тем самым, от классического для СССР аскетизма. Приборная панель дополнилась новыми датчиками с аккуратной окантовкой, раздельные сиденья с регулировками были призваны добавить комфорта шофёрам, а ковёр на полу, вместе с отделкой дверей и крыши давали чувство скорее полноценного автомобиля, нежели утилитарного инструмента.
Важной технической особенностью был новый двигатель V6 с отдачей в 116 лошадиных сил. Пускай он и был значительно мощнее серийного агрегата, у него был огромный минус в виде того, что питался он бензином с октановым числом не ниже 93. Не до конца понятно, чем было обусловлено такое решение для техники, призванной работать в полях и сёлах, где сложно будет достать качественное топливо. Благодаря новому сердцу, грузоподъёмность грузовика выросла с 2,5 до 3 тонн. По словам шофёра-испытателя, ГАЗ-52-14 был гораздо комфортнее своего собрата, и скорее всего виной тому было добавление в конструкцию задней оси амортизаторов, увеличивающих плавность хода.
Комфортная замена двухоснику ГАЗ-52: ГАЗ-52-14
Крест на судьбе модернизированной машины поставила стоимость производства и новый класс топлива. Автотранспортные предприятия были не готовы к росту затрат на машину, не столь превосходящую своего предшественника. ГАЗ-52, как и ГАЗ-53 всё же были модифицированы, но заводе решили обойтись «малой кровью», впрочем, как и всегда.