Найти в Дзене
Виктория Новак

Что значит боязнь не успеть?

Тема «успеть» тесно сопряжена со страхом смерти, ощущением бессмысленности жизни, острой критикой по отношению к себе, завистью и зависимостью от чужого мнения. «Успеть выйти замуж до 30 лет». «Успеть все сделать до отъезда», «Успеть выйти на высокий доход до 40». А если не в 30, а в 32? Или даже в 42? А если не все сделать до отъезда? А если сделать только необходимое, а остальное оставить, как ненужное? А если можно выйти на хорошие деньги уже на пенсии? Что тогда? Тогда цель перестает иметь смысл? Скорее всего, либо цель чересчур обременена условностями, либо цель важна не сама по себе, а имеется какая-то иная потребность, которую человек себе придумал через цель. Когда мы разбираем жизненный путь клиента и то, что он называет «ошибками» или «неудачами», мы часто приходим в итоге к мысли, что все было вовремя. Потому что ТОГДА не было ресурсов, тогда были иллюзии, тогда никто не поддержал и т.д. И более того: тогда была ПОТРЕБНОСТЬ сделать так. Не глупая, не сиюминутная, а весомая и

Тема «успеть» тесно сопряжена со страхом смерти, ощущением бессмысленности жизни, острой критикой по отношению к себе, завистью и зависимостью от чужого мнения. «Успеть выйти замуж до 30 лет». «Успеть все сделать до отъезда», «Успеть выйти на высокий доход до 40».

А если не в 30, а в 32? Или даже в 42? А если не все сделать до отъезда? А если сделать только необходимое, а остальное оставить, как ненужное? А если можно выйти на хорошие деньги уже на пенсии? Что тогда? Тогда цель перестает иметь смысл? Скорее всего, либо цель чересчур обременена условностями, либо цель важна не сама по себе, а имеется какая-то иная потребность, которую человек себе придумал через цель.

Когда мы разбираем жизненный путь клиента и то, что он называет «ошибками» или «неудачами», мы часто приходим в итоге к мысли, что все было вовремя. Потому что ТОГДА не было ресурсов, тогда были иллюзии, тогда никто не поддержал и т.д. И более того: тогда была ПОТРЕБНОСТЬ сделать так. Не глупая, не сиюминутная, а весомая и болючая потребность. И, когда мы оглядываемся назад и признаем, что все было вовремя, имеется возможность экстраполировать это убеждение в будущее: все БУДЕТ вовремя. Т.е. тогда, когда будут ресурсы, люди и не будет иллюзий. А уж конкретный срок к этому мы подогнать не можем. Можем лишь стараться обеспечить себя ресурсами, людьми и избавиться от иллюзий.

Тем людям, кто адекватно воспринимает время, тема успения тоже знакома, но она очень конкретна. А точнее: «в адекватном восприятии времени мы делаем в какой-то срок что-то конкретное, измеримое, достижимое, реалистичное и соотносимое с другими задачами». И тема успения НЕ причиняет боли, не заставляет судорожно что-то предпринимать, куда-то бежать или тревожиться ночь напролет.

Тема успения часто болит, когда перед нами стоит задача успеть «сделать то, не знаю, что» или «сделать из г…вна конфетку», что уже нереалистично. Когда вы хотите выйти на определенный уровень дохода, но не знаете, где и как работать, – это про это. Когда вы хотите выйти замуж, но не имеете любимого человека, – это про это.

Иными словами, успеть прыгнуть на гору, когда стоите у подножия, – нереалистичная задача. И тогда вы себе придумали, что 1) все умеют это делать; 2) вы почему-то должны это делать; 3) вам не хватает какого-то волшебного пинка или одного маленького навыка, чтобы это сделать.

Вы не учитываете феномен «готовности». Кто-то подходит к готовности за дни, кому-то требуются годы. Кто-то делает то, к чему не готов, а потом расплачивается за свою опрометчивость. Готовность можно форсировать, ее можно искать в себе, распалять и т.д. Но заставить себя быть готовым невозможно. И другого мы тоже не можем заставить.

Однако вместо того, чтобы искать и форсировать свою готовность, люди часто мусолят цель, которую хотят достичь. Сомневаются в ней, видоизменяют ее, фантазируют о том, как бы все было, если бы… Отсюда и страх оплошать, не успеть.

Страх не успеть усиливается, когда вы бездельничаете и ругаете себя за это (без самокритики страх не растет). Чем больше таких периодов, тем амбициознее (!) цели вы ставите перед собой. Условно: вам нужно через полгода забраться на 6-километровую гору. Прошел месяц, вы ничего не делали, а гора уже стала ближе. Прошло 4 месяца, вы уже на подступах к горе, но навыки скалолазания не прибавились. И вот вы уже должны взбираться на гору, дух захватывает, поджилки трясутся, а умений по-прежнему нет.

И если за полгода (я не знаю точно, прошу прощения, если ошибаюсь) можно подготовиться к восхождению на 6 км, то за 4 месяца – нет, а за один – однозначно нет. Но за один месяц вы можете подготовиться к восхождению на 1 км…

Беда в том, что, как бы мы не прокрастинировали, мы не убавляем конечную цель. Некоторые даже умудряются прибавлять … Но даже если вы начали тренироваться с 5-месячным запозданием и в итоге смогли подняться на 1 км – вы все равно молодец. Так себя и нужно поддерживать. Этим и мотивировать.

Осуждение прокрастинации усиливает прокрастинацию. Потому что, повторяю, мы мало что делаем (если вообще делаем) по глупой сиюминутной потребности. Даже за прокрастинацией стоит весомая и болючая потребность. И, когда вам хочется НИЧЕГО не делать (ну вдруг), так не делайте ничего. Вот прямо сидите за столом и вперьтесь глазами в окно. Не надо читать, не надо спать, не надо просматривать соц.сети. Не делайте ничего. Вы должны напитать себя ничего не деланием так, чтобы у вас уже зачесалось что-то сделать. Потом вам может захотеться спать и тогда вы напитаетесь сном настолько, насколько возможно. Так вы реализуетесь свою первую базовую потребность – безопасность. Если вы не ощущаете себя в безопасности, то вы и не сможете двигаться к цели, вам организм не даст.

Это проблема многих, кто не чувствует энергии к цели, хотя, вроде, хочет ее достигнуть – они не в безопасности. А если ваш организм ждет нападения, вы вряд ли сможете целенаправленно и усердно работать. Поэтому стоит еще раз присмотреться к той точке, в которой вы находитесь.

И по мере продвижения к контрольной дате, если вы не успели сделать то, что планировали первоначально, объем цели должен быть уменьшен.

Ничего это не говорит о вашей силе, или слабости, или воле, или чем бы то ни было! Ведь в страхе неуспения уже первоначально заложено сравнение себя с кем-то: либо кто-то вас обошел, либо вы чувствуете свою обязанность не дать кому-то вас обойти. С этой точки зрения страх не успеть является вызовом кому-то или данью кому-то. Например, «мой папа не успел, а я успею», «мой брат успел и я обязана успеть». Когда вам страшно не успеть, иногда имеет смысл подумать «как КТО»? От какого негативного образа вы отталкиваетесь, чтобы ни в коем случае не быть, как он? И почему вы себя идентифицируете именно с ним? Или же кому вы хотите преподнести трофей своей успеваемости? А тому человеку, которому вы посвящаете ваши успехи, оно надо?

На подумать: знаете про праздник «Успение Пресвятой Богородицы»? Так вот она УСПЕЛА тем, что умерла. Болезненное отношение к успеваемости может быть сигналом о наличии антивитальных мыслей у человека. Как во фразе «увидеть Париж и умереть». Как если бы человек нашел для себя ответ на вопрос: «что я должен сделать, чтобы спокойно уйти (или чтобы меня уже никто не трогал)». Тогда у него нет направленности жить во всем многообразии проявлений жизни, а есть направленность откупиться, чтобы ему разрешили ползти на кладбище.

Поэтому возможно даже умышленно растягивать для себя реализацию цели. Не просите себя быть побыстрее, а просите быть помедленнее, но с удовольствием. Да, в кратчайшие сроки вы работу не сделаете, но сделаете лучше по качеству. И не растеряете радость по дороге.

-2

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Запись на консультацию по WhatsApp или Telegram +7 967 445 80 60