Воздушные суда легче воздуха были королями неба на протяжении почти полутора столетий. Их история началась с маленьких и неуклюжих «монгольфьеров», а закончилась гигантскими «цеппелинами». О последнем из них и пойдёт речь ниже.
Постройка и конструкция
Германия была поистине страной дирижаблей. Именно в этой стране начали строить первые «цеппелины», использовавшиеся в ходе Первой мировой войны. После окончания конфликта стране было запрещено разрабатывать тяжёлую авиацию, поэтому курс на постройку крупных дирижаблей был сохранён.
Время шло, и количество запросов на трансатлантические перевозки росло. Стали нужны действительно большие воздушные суда. Одним из самых крупных стал «Гинденбург», построенный в 1936 году. Его длина была 245 метров, а объем – 200 тысяч кубометров. Для сравнения, длина футбольного поля колеблется от 90 до 120 метров. То есть, «Гинденбург» не поместился бы даже на двух футбольных полях, стоящих рядом.
Эта огромная конструкция могла перевозить около полусотни пассажиров и чуть больше 1000 тонн груза.
Изначально планировалось наполнять дирижабль гелием, но американский завод отказался поставлять газ в нацистскую Германию («Гинденбург» начал строиться ещё до прихода Гитлера к власти). Подъемная сила гелия ниже, чем у водорода, поэтому корпус имел такие большие размеры. Из-за указанных санкций, пришлось использовать водород, который сыграл роковую роль в истории дирижабля.
Быт пассажиров
На воздушном судне было всё необходимое для комфортного пребывания пассажиров. По сути, перелёт на «Гинденбурге» был схож с рейсом на «Титанике» или другом трансатлантическом лайнере. Но путь занимал на день меньше времени и пассажирам не грозила морская болезнь. Полет из Франкфурта в Нью-Джерси занимал около четырёх дней, а билет в один конец стоил около 400 долларов. По сегодняшним временам это чуть больше $7000.
На борту помещалось более 50 человек (до 72), причём их каюты не были расположены в гондоле. Спальные места размещались непосредственно внутри корпуса дирижабля. Вообще, перелёт давал меньше ощущений, так как окон внутри жилых помещений почти не было. Внутри гондолы помещались только технические помещения.
Огромные столовые, душевые кабины и другие блага цивилизации были расположены в носовой части. Хвост и центральная часть полностью заполнялись водородом. Такое неблагоприятное соседство также негативно повлияло на ход событий.
Но чтобы максимально облегчить конструкцию, от использования ванн отказались. Каюты сделали многоместными (приблизительно как в плацкарте), а всё, что можно было сделать из алюминия, сделали из него. Даже рояль в зале на «Гинденбурге» был сделан из алюминия, его изготавливали под заказ. Всё для того, чтобы максимально снизить вес и увеличить массу полезного грузу, которого можно было взять на борт. В грузовом отсеке перевозились даже автомобили.
Из-за использования водорода, на борт было запрещено проносить хоть что-то, что могло создавать огонь. Спички, зажигалки, горючие жидкости – ничего из этого пассажиры не могли взять с собой. Курение допускалось только в одной специально герметизированной комнате, внутри которой лежала «встроенная» зажигалка. В это помещение специально нагнетали воздух, чтобы случайно просочившийся водород не мог проникнуть в комнату.
Рейсы «Гинденбурга»
Всего этот воздушный корабль совершил 63 рейса. Большая часть из них – трансатлантические. Наиболее часто перелёты совершались в США и Южную Америку, куда доставляли не только пассажиров, но и почту вместе с сухими грузами.
Известностью пользуется появление «Гинденбурга» на Олимпийских играх в 1936 году, проводившихся в Берлине. Нацисты стремились показать всему миру своё превосходство в воздухоплавании, поэтому решили показать свой самый крупный дирижабль.
Но ещё более известным стал последний, трагический рейс.
Катастрофа
3 мая 1937 года воздушное судно вышло из Германии. Пунктом назначения была авиабаза в штате Нью-Джерси, в США. Пересечение Атлантики прошло удачно, и к 16 часам 6 мая «Гинденбург» прибыл на место. Перед этим капитан серьёзно удивил пассажиров, пролетая над Нью-Йорком, в котором он специально прошел в считанных метрах от Эмпайр-стэйт-билдинг.
Но если бы капитан знал, что его пассажиров ожидает впереди, он бы не так сильно бравировал. Погода оказалась непригодной для посадки, была сильная гроза. Судну пришлось около двух часов ожидать в небе, прежде чем посадку разрешили.
Дальнейшие события трактуются различными организациями по-разному. По официальной версии, произошло повреждение оболочки и одного из газовых баллонов. В результате водород стал поступать наружу. После сброса каната для посадки, дирижабль стал, по своей сути, большим молниеотводом. Он прошёл через грозовой фронт и получил заряд электричества, вызвавший возгорание. Вся конструкция вспыхнула как спичка, и сгорела менее чем за полминуты.
По другой версии, произошёл теракт, приведший к тем же последствиям. Но эта гипотеза маловероятна, хотя именно её придерживались многие немцы в те годы.
В любом случае при катастрофе погибло 36 человек из 97 на борту. Это событие положило конец эпохе дирижаблей.
Мой Телеграм-канал тут, а вот ещё несколько интересных статей: