Найти тему
Психолог АВТ

Инклюзивное образование, благо или вред?

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Картинка из открытых источников интернета. Изменена в фото редакторе.
Картинка из открытых источников интернета. Изменена в фото редакторе.

Инклюзивное обучение (ИО) детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе при общеобразовательной школе.

Анализируя теорию и практику российского образования детей с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить о том, что образование в специализированных образовательных учреждениях с одной стороны создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует их социальной интеграции, ограничивая в возможностях социализации.

Следствием данного противоречия является то, что в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждениях круг общения сужается, и как следствие – у детей падает самооценка, закрывается дорога к полноценной жизни. 

Попробуем выяснить положительные и отрицательные стороны ИО. 

✔️Положительные стороны:

🔸 создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями;

🔸 создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения;

🔸 обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами;

🔸подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей, и детей с нарушениями в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

🔸 формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, то есть терпимости, милосердия, взаимоуважения.

✔️Отрицательные стороны:

В идеале никаких отрицательных сторон быть не должно, поскольку ИО способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания,ИО в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как "школа для всех"), но и профессионального и дополнительного образования (как "образование для всех"). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько "барьеров" для инклюзивного образования:

🔸отсутствие гибких образовательных стандартов;

🔸 несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

🔸 отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

🔸 отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

🔸 недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с особенностями в развитии. Например, отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и так далее.

🔸 отсутствие в штатном расписани и образовательных учреждений общего типа дополнительных педагогических ставок таких как, сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги и медицинских работников.

🔸 проблема современного общества: эгоистичность, нежелание пересматривать систему ценностей, повышенная агрессивность. Многие родители здоровых детей проявляют консервативность, и в частности, косность взглядов и часто выступают против того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Родители полагают, что совместная учеба с таким ребенком их детям неполезна, потому что в результате они недополучат знания или внимания учителей. В общем итоге образование здоровых детей пострадает. Такое отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой для взрослых участников образовательного процесса, потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми.

#инклюзия#особенности #детисовз #психология