Найти в Дзене
Наталья Баева

"Мсье Пьер"

Пьер Безухов - не автопортрет автора, но совершенно очевидно, сколько в своего любимого героя Лев Толстой вложил собственных мыслей и чувств. Начиная с юношеской наивности, добродушия и стремления нравиться всем. Именно так, демонстрируя лучезарное дружелюбие, двадцатилетний "мсье Пьер" появляется в столичном салоне. Обращаются к нему именно так, по имени, без фамилии, подчёркивая, что его здесь принимают лишь из уважения к его отцу, а вообще - то незаконнорожденным отпрыскам здесь не место. Читатель, не знакомый со средой, для автора родной, тут же задаст вопрос: а не придуман ли Пьер в порядке эксперимента? Возможно ли, чтобы герой, который родился, вырос, получил образование во Франции, чувствовал себя в России вполне своим? Хотя... салон - это уголок Франции в Петербурге, "свой" здесь - заезжий маркиз-монархист. А Пьера эта среда вежливо, но явно отвергает. Пока. Но чуть разнеслась весть, что старый граф Безухов умер, успев завещать всё состояние сыну - тут же "принц Безухофф" ст

Пьер Безухов - не автопортрет автора, но совершенно очевидно, сколько в своего любимого героя Лев Толстой вложил собственных мыслей и чувств. Начиная с юношеской наивности, добродушия и стремления нравиться всем. Именно так, демонстрируя лучезарное дружелюбие, двадцатилетний "мсье Пьер" появляется в столичном салоне. Обращаются к нему именно так, по имени, без фамилии, подчёркивая, что его здесь принимают лишь из уважения к его отцу, а вообще - то незаконнорожденным отпрыскам здесь не место.

Рис. Нади Рушевой
Рис. Нади Рушевой

Читатель, не знакомый со средой, для автора родной, тут же задаст вопрос: а не придуман ли Пьер в порядке эксперимента? Возможно ли, чтобы герой, который родился, вырос, получил образование во Франции, чувствовал себя в России вполне своим? Хотя... салон - это уголок Франции в Петербурге, "свой" здесь - заезжий маркиз-монархист. А Пьера эта среда вежливо, но явно отвергает. Пока.

Но чуть разнеслась весть, что старый граф Безухов умер, успев завещать всё состояние сыну - тут же "принц Безухофф" стал всем другом, всем родным и всеми любимым. К нему прониклась даже первая красавица столицы. И срочно женила его на себе!

Рис. Андрея Николаева
Рис. Андрея Николаева

Немало времени пройдёт прежде, чем Элен прямо заявит: от мужа ей нужно состояние. И ничего более. И Пьер, добрейший Пьер, запустит в неё мраморной доской. К счастью, промахнётся. Не потому "к счастью", что Элен жалко, нет. Ведь чего именно Пьер не смог простить жене? Не откровенности, не корысти, не демонстративного нежелания иметь детей, и даже не неверности, а того, что сам из-за неё чуть не убил человека! Да, дуэль - как бы и не убийство. Да, любовник жены Долохов - не образец порядочности. Но - человек.

Бросить ему вызов на званом приёме - это можно и нужно. Но не убивать же?!

Рис. А.П. Апсита
Рис. А.П. Апсита

Образцом Пьеру кажется его старший друг, князь Андрей. Образцом недосягаемым. Но когда Наташа, этот солнечный лучик, оказывается для несостоявшегося жениха "падшей женщиной"... это взрослый, умный, безупречный мужчина говорит о семнадцатилетней девочке?! Пьер впервые заподозрил, что его замечательный друг, мягко говоря, неправ. Да уж не влюблён ли в эту девочку он сам?

Задавая себе вечные подростковые вопросы, кто я и для чего живу, Пьер ищет ответа то в Писании, то в тайных учениях масонов. Если и можно припомнить у Толстого страницу, над которой рассмеёшься - так это именно о том, как Пьер искал своё место в жизни, заменяя буквы цифрами, и пытаясь обнаружить в них предсказание своей высокой судьбы.

Рис. М.Башилова
Рис. М.Башилова

А разгадка пришла сама...

Война!

Именно война выявила, высветила в персонажах "Войны и мира" то лучшее, чего они и сами в себе не подозревали. И когда Пьеру напоминают, что мать его - француженка, и следовательно, французы ему не чужие - только тогда он окончательно понял: он - русский. Став свидетелем, очевидцем Бородинской битвы - свидетелем истории! - Пьер остаётся в занятой французами Москве, чтобы... убить Наполеона. Тупым кинжалом. Нелепый, смешной герой, но - герой.

Приключения в горящей Москве, спасение чьей-то потерявшейся девочки,

Рис. Андрея Николаева
Рис. Андрея Николаева

плен, расстрел пленных - и непонятная отсрочка для него. Невыносимый, казавшийся бесконечным путь под конвоем - и спасение пришедшее, откуда не ждали: от партизан - страницы, от которых не оторваться. Как от хорошего приключенческого романа. Который, конечно же, закончится хорошо.

Рис. Нади Рушевой
Рис. Нади Рушевой

Но среди этих "приключений" - странный персонаж, Платон Каратаев. Настолько незлобивый, что, очевидно, дурак? Но ведь - солдат! Да он век бы не воевал, но тут - нельзя иначе...

Тот самый народный патриотизм, что и в Крымской войне. Такие каратаевы были автору знакомы лично.

Рис. Нади Рушевой
Рис. Нади Рушевой

Снова и снова Пьер будет возвращаться мыслями к бесчисленным "каратаевым" - победителям несостоявшегося властелина мира. Наполеона. Кумира своей юности. Когда, в какой момент французская армия, одушевлённая идеями свободы-равенства-братства, превратилась в орду захватчиков? Рядовые, да и офицеры могли этого не понять. И обезоруженные враги для них уже - не враги. Но Наполеон пришёл в Россию совсем не для того, чтобы её облагодетельствовать - и каратаевы это поняли. И окоротили.

Так почему же они остались крепостными?!

***

В финале - прекрасная дружная семья, четверо детей, вокруг - любящая родня. Наташа совершенно счастлива. Оказалось, самое интересное, что только может быть в жизни - это дети. Свои. И муж, любимый и любящий.

Рис. Андрея Николаева
Рис. Андрея Николаева

Но что мешает чувствовать себя вполне счастливым её мужу? Пьеру?

То, что его духовное развитие не прекратилось. Не будет он доволен собой и жизнью, не перестанет думать о том, что дурно - и что в его силах изменить. И пока человек задаёт себе такие вопросы, у него есть будущее.

Рис. Андрея Николаева
Рис. Андрея Николаева

Чтобы донести до читателя этот вывод, Толстой сталкивает в словесных баталиях людей, которые, казалось, друзья навсегда: Пьера, Николая и Денисова.

Николай Ростов почти идеален. Брат Наташи так похож на неё характером, так предан семье, так храбр в бою, и так умело управляет имением, что - залюбуешься. Одно НО - он доволен собой, а значит, его развитие остановилось. Суровый приговор Толстого.

А храбрый партизан Васька Денисов? Он выглядит заблудившимся во времени - как будто навсегда остался на войне. Мир для него по-прежнему делится на своих и врагов, и русские - безусловно, свои. Все. Против своих он не пойдёт.

Пьер понимает, что ему - то придётся. Против своих... придётся.

Но он не будет одинок - к разговору старших внимательно прислушивается Николенька, сын князя Андрея. Он не помнит отца, но знает, что отец был другом Пьера. И тихо радуется, что согласен с дядей Пьером, а значит, и с отцом!

Рис. Дементия Шмаринова
Рис. Дементия Шмаринова

Видимо, именно Пьер - самый "взрослеющий" из персонажей Толстого - и именно этим он дорог самому автору. Логично и естественно, на глазах читателя, двадцатилетний, несколько инфантильный, не знакомый с реальностью России герой превращается в тридцатипятилетнего. Способного взять на себя ответственность не просто за семейство - за Россию. Но если читателю для этого нужна работа воображения (сам автор отлично сознаёт, что его персонажи - представители "культуры безделья", не способствующей взрослению), то в кино зритель не обязан домысливать. Ему надо ПОКАЗАТЬ.

Всего киновоплощений Пьера знатоки насчитали двенадцать.

-11

Сергея Бондарчука подвёл возраст. Игра не просто безупречна - великолепна, но если подростковые глупости на экране совершает такой вот дядя, не просто взрослый, а почти уже старый - как это понять тем, кто "не читал, а только в кино видел"? Ведь заподозришь в слабоумии.

А самый молодой "кино-Пьер" - Пол Дано. Возможно, его игре и не хватает глубины Бондарчука, но понимаешь, что у героя всё впереди. Ещё поумнеет.

-12

А вот Александра Байера из мини-сериала 2007 года критики упрекали в том, что его Пьер "как-то не уверен в себе". Но ведь согласно роману так и есть! К самому фильму, к остальным актёрам большие вопросы, а Байер - действительно сыграл, и действительно то, что написал Толстой. Как же ему удалось так выделиться на фоне коллег?

Оказалось - он ЕДИНСТВЕННЫЙ из огромной съёмочной группы, кто не ограничился зазубриванием сценария, а ПРОЧЁЛ РОМАН!