У каждого человека, который задумывается о своих внутренних конфликтах и своём жизненном пути когда-то возникает вопрос:
А что такое - быть взрослым?
В работе с клиентами мы разбираем внутренние игры Родитель-Ребёнок в разных вариациях в отношениях с другими и самим собой, и часто этот вопрос возникает спонтанно. Руки начинают чесаться - дайте мне это состояние взрослого, как, как мне его получить? Что сделать? Как это вообще?
Вы осознали, что взрослое состояние не всегда присуще вам? Хотите прочувствовать и овладеть?
Супер! Это уже огромный шаг. Однако игры ещё будут продолжаться, помните об этом, и не отчаивайтесь, поскольку состояние регрессии всегда будет возникать, и это не всегда плохо, иногда даже крайне полезно.
Регрессия - это по-простому механизм возврата в детское состояние или на более ранний этап развития по сравнению с предыдущим. Кстати, у кого есть дети, замечали, что интуитивно пятилетние малыши иногда скатываются на уровень как будто 2-3 лет. Родители в шоке, вдруг с ребёнком что-то не так. Но будьте спокойны, с ним скорее всего всё в порядке. Таким образом у него запускается состояние более раннего возраста, когда он что-то получал от родителей тем способом, который тогда у него был в арсенале поведенческих стратегий.
Когда регрессия вредит, вы будете в какой-то момент начинать различать. Вот с этим необходимо работать, психолог, что называется, в помощь.
Теперь давайте вернемся к вопросу, чем же характеризуется состояние взрослости, и какие этапы взрослости существуют.
Итак, если в целом говорить о том, что такое взрослый человек, чем он отличается от незрелого, психологически не выросшего, не взрослого, то есть смысл обратить внимание на следующие критерии взрослости.
1. Способность к саморегуляции.
- Человек умеет достигать эмоциональный баланс в разных жизненных ситуациях, уверенно выдерживает длительное эмоционально-психическое напряжение, использует продуктивные стратегии совладания.
- Человек обладает качеством жизнестойкости, готов к любым кризисам и потрясениям (внешним и внутренним), способен в сложные моменты мобилизоваться и действовать в соответствии с принятым решением.
- Самоконтроль как волевой компонент помогает удерживаться в состоянии здравомыслия и не поддаваться аффектам и импульсивным действиям.
- Забота о себе важная функция взрослости, включающая в себя как умение накапливать ресурсы и учитывать их наличие, так и своевременно и адекватно их использовать для поддержания продуктивного состояния для движения по своему жизненному пути.
- Связь с реальностью - необходимая для адекватного восприятия процессов внешнего и внутреннего мира функция. Проверка, или тестирование реальности позволяет отделить Я от не Я, отделить объективное от субъективного, существующее от несуществующего.
2. Самостоятельность суждений проистекает из предыдущего пункта. Что сюда входит?
- Самоанализ - способность анализировать собственные суждения и сопоставлять их со своими переживаниями, потребностями и поступками.
- Уверенность в себе и ассертивное поведение.
- Здоровое воображение, помогающее проектировать и изменять будущее.
3. Связь с другими:
- Наличие эмпатии - осознанного сопереживания эмоциональному состоянию других людей, умение распознать их чувства, вчувствоваться в их состояние, сопереживать и выражать сопереживание другим.
- Сочувствие как аспект эмпатии выражается в выражении сопереживания в моменты трудностей у близких и чужих людей.
- Юмор как интеллектуальная способность делиться своими наблюдениями за смешными, комичными сторонами жизни, обнаруживая в них противоречия. Не путать с сарказмом (язвительной насмешкой, иронией), который содержит в себе агрессию!
- Ответственность - коротко способность поступать в соответствии со своими решениями и принципами и нести ответ за результат деятельности или совершенных действий.
4. Духовность, трансцендентность.
Благодарность как чувство признательности другим, миру за то позитивное, что есть в жизни, что сделали для вас и т.д.
Мудрость в моем понимании скорее про способность человека мыслить и действовать в соответствии со своими высшими жизненными целями, которые чаще всего не направлены на практицизм и удовлетворение материальных частных и преходящих интересов, как своих собственных, так и других. Больше похоже на состояние философа, который многое познал и внутри стал целостным, диалектически воспринимая целостным весь мир. Мудрость в полном объёме развивается в поздней взрослости, но далеко не у каждого человека.
Психология развития гласит, что существует несколько этапов взрослости.
1. Ранняя взрослость, или молодость - 20-30 лет.
2. Средняя взрослость - 31-60 лет.
3. Поздняя взрослость, или старение - 61-75 лет.
Таким образом, взрослость – это большой период принятия на себя ответственности за собственную жизнь как в перспективе (взгляд в будущее), так и в ретроспективе (взгляд назад) , за жизнь других людей, анализ жизненных уроков, успехов, поражений и воплощения задуманных в юности планов.
В каждом периоде взрослости стоят разные задачи самоосуществления. Если есть необходимость, мы можем продолжить разговор о взрослости. Задавайте свои вопросы здесь или в нашем канале в Телеграм Психологическая беседка.
© Анжелика Стражкова, 2022. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение! При необходимости консультации специалистов обращайтесь на наш канал Пси беседка в Телеграм и к помощникам https://t.me/apsyonline.
#взрослость #быть взрослым