Фактически последний студийный альбом в эпохальном творчестве The Beatles / хотя после него был выпущен записанный ранее Let It Be/ - Abbey Road стал вехой не только в истории группы, но и всей музыки в целом. В нем можно проследить, насколько дистанцировались друг от друга участники команды, отчетливо услышать, чьему авторству принадлежит каждая песня. Abbey Road был тепло воспринят фанатами, но полноценно позитивный критический прием получил лишь спустя годы.
Abbey Road, как и его предшественники, стал безотлагательно успешной пластинкой, совместивший в себе животрепещущий тогда прогрессив-рок, не теряющий актуальности блюз и даже попурри. Стремительно отчуждающийся Харрисон больше не мог выносить своей неброской роли в коллективе и, вопреки известным убеждениям о том, что Леннон покинул группу первым, раньше всего высказывал свое неудовольствие во время совместных сессий. Его экспрессия вылилась в первом сольном альбоме All Things Must Pass, вышедшем незадолго после распада группы, а вклад в последнюю пластинку Beatles в виде песен «Something» и «Here Comes the Sun» имел существенную величину.
С чего все начиналось
Изначально альбом планировался как акт возвращения к старой школе - Джордж Мартин - главный учитель, контролирует процесс и следит за дисциплиной (которая, к слову, отсутствовала при написании знаменитого "Белого альбома"), а битлы - его прилежные ученики, выполняющие задания с максимальный старанием и без конфликтов. К началу записи никто не подозревал, что это действо окажется последним на их совместном пути, хотя Харрисон чувствовал, что они «подошли к концу очереди».
Первые конфликты
И, хотя начиналось все так, как и задумывалось - «Мы действительно снова выступали как музыканты», вспоминал Джордж, Маккартни и Леннон все же нашли поводы для ссор, например, присутствие жены Джона - Йоко Оно на записи. Несмотря негласное соглашение между музыкантами о том, что дамы их сердец не могут присутствовать при таинствах создания их магической музыки, Джон все-же настойчиво приводил на сессии драгоценную японскую художницу. Даже когда она поправлялась после аварии, в которой неискусный водитель Джон отправил машину в кювет, Йоко все еще бдела над музыкальным процессом Abbey Road в специально установленной для нее кровати.
Леннон также настаивал на том, чтобы все его песни были на одной стороне альбома, а песни Маккартни — на другой. Так, Джон хотел отделиться от ненавистных ему неунывающих мелодий Маккартни (например, в песне «Maxwell's Silver Hammer»). Пол же хотел ту концептуальность, которую они впервые в истории преподнесли в Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Позже Леннон заявил, что ему не нравится Abbey Road в целом, что ему [альбому] не хватает аутентичности. Работа Маккартни, по его мнению, была «[музыкой] для бабушек, а не «настоящими песнями», а попурри - «мусор… ...просто кусочки песен, собранные вместе».
Песни
Так, первая сторона пластинки начинается с Ленноновской беззастенчивой «Come Together», изначальной политической, которую он написал для губернаторской кампании Тимоти Лири в Калифорнии против Рональда Рейгана. Она обретет повторный успех позже, когда ее перепоет Майкл Джексон.
Затем микрофон передается Харрисону с очаровательной «Something», изначально написанной для Джо Кокера. «Something» стала самой обожаемой песней Леннона в альбоме, а Маккартни считал ее лучшей в творческой карьере Джорджа. К слову, Фрэнк Синатра со всем его пренебрежением к рок-н-роллу говорил, что единственная песня авторства Леннона-Маккартни, которая заслуживает хоть какого-то внимания - это «Something». Какого было узнать, что сочинителем сего творения был скромняга Харрисон.
Следом шла песня Пола Маккартни «Maxwell's Silver Hammer». Коллеги Пола признаются, что запись песни была мучительной процедурой - он добивался лучшего звучания и раз за разом просил перезаписать ее, пока не пришел к близкому к идеалу варианту. «Нам приходилось играть ее снова и снова, пока Полу она не понравилась. Это было настоящим бременем», воспоминал Харрисон. Леннон и вовсе отсутствовал на сессиях, назвав песню «очередной бабушкиной песней Пола».
После нее шла еще одна песня Макки - «Oh! Darling» в стиле ду-воп, где он подражал Фрэнку Заппе. Интересно, что Пол хотел, чтобы песня звучала "хрипло", поэтому записал вокал после недели изнуренного пения.
Не думайте, что Ринго не внес свой вклад в альбом - его знаменитая инфантильная «Octopus's Garden» звучит следом. Музыку ему помог написать Харрисон.
Многогранная «I Want You (She's So Heavy)» - главный представитель прогрессив-рока альбома с ее необычайной длиной и структурой, повторяющимся гитарным риффом и эффектами "белого шума". Леннон пел о своих отношениях с Оно. Песня - это комбинация двух записей, длина которой в конечном итоге достигла почти 8-и минут, став второй по продолжительности песней в истории The Beatles. Леннон попросил звукорежиссера «обрезать её прямо здесь» на 7 минутах и 44 секундах, создав внезапную раздражающую тишину, которая завершает первую сторону Abbey Road.
Вторая сторона начинается с жизнеутверждающей харрисоновской «Here Comes the Sun». Ее /одну из немногих/ своевременно похвалили критики, написав, что при прослушивании «почти невозможно не подпевать». Затем идет «Because» Леннона, вдохновленная Лунной Сонатой, которую играла ему Оно. «Medley» - то самое 16-и минутное попурри - сюита Маккартни, повествующая о разных событиях из его жизни. Ее встречает «Sun King» - тройная гармония Леннона, Маккартни и Харрисона, а затем продолжает «Mean Mr. Mustard». После нее коротенькая «Polythene Pam» и четыре песни Маккартни «She Came In Through the Bath Window», «Golden Slumbers», «Carry That Weight» с символической «The End» в конце.
«The End» включает в себя единственное и самое известное барабанное соло Старра. Песня заканчивается многозначной финальной строкой: «И, в конце концов, любовь, которую вы принимаете, равна любви, которую вы отдаете».
Скрытым треком (hidden track) альбома стала песня «Her Majesty» (кстати, самая короткая в репертуаре The Beatles) в акустическом аккомпанементе Макки, — одна из немногих песен в популярной культуре, где в позитивной манере упоминается королева. Здесь ее величество — «довольно милая девушка», хотя ей «мало что сказать».
Конечный результат стал тем, что мы называем Abbey Road - цельным произведением, отражающим как стороны конца The Beatles, так и начало индивидуальных путей музыкантов. Пол Маккартни, потрясенный разрывом, найдет свое умиротворение "на жилетке" жены Линды, которая станет его как моральной, так и материализованной поддержкой в качестве клавишника в его новом коллективе Wings. Леннон отдастся всем страстям авангардизма, пойдя дальше рука об руку с Оно. Харрисон раскроется как сольный музыкант и выдаст еще 11 студийных альбомов до конца своей карьеры. А Ринго уйдет в романтику уединенного пути одинокого барабанщика, тем не менее выпуская и свои сольные работы.
Мы также писали об истории обложки Abbey Road