Найти в Дзене
foodsmi

Аудит пищевого производства: автоматизация с помощью IT-решения GRAIT Audit

Оглавление

Для предприятий пищевой отрасли существует ряд требований / правил, которые необходимо соблюдать с целью выпуска безопасной и качественной пищевой продукции. Аудит предприятий пищевой промышленности проводится для того, чтобы определить, соблюдаются установленные требования или нет.

Аудит – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для определения степени соответствия критериям аудита (ISO 19011:2018 / ГОСТ Р ИСО 19011-2021). Цель аудита состоит в сборе объективных свидетельств, которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах (услугах) и др. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента представлены в стандарте ISO 19011:2018 / ГОСТ Р ИСО 19011-2021.

К требованиям обеспечения безопасности пищевой продукции относятся регламентирующие требования, требования со стороны Клиентов / партнеров, а также требования самого предприятия, связанные со стремлением улучшить собственную систему менеджмента.

Регламентирующие требования:

  • международные правила торговли, действующие в ВТО;
  • законодательство Европейского союза (документы Codex Alimentarius, регламенты и директивы ЕС и др.);
  • законодательство Таможенного союза (Таможенный Кодекс ЕАЭС, ТР ЕАЭС и др.);
  • законодательство РФ (Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановление Правительства РФ, СанПиН, СП, ГОСТ и др.).

Требования со стороны Клиентов / партнеров:

  • наличие системы менеджмента пищевой безопасности продукции на основе требований международного стандарта (например, ISO 22000, FSSC 22000, IFS и т.д.);
  • требования для участия в тендерах;
  • статус «надежного поставщика»;
  • требования к поставщикам Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу и т.д.

Требования, связанные со стремлением к совершенствованию собственного предприятия:

  • требования, связанные с улучшением эффективности управления за счет упорядочения процессов и получения механизмов анализа, контроля и улучшения;
  • требования, связанные с наличием проблем, касающихся безопасности пищевых продуктов

Предприятие вправе выбирать то, каким требованиям соответствовать: только требованиям законодательства или также соответствовать «опережающим» стандартам, которые позволят улучшить качество продукции, усовершенствовать систему управления и стать более конкурентоспособными. С целью проверки выполнения установленных требований в компаниях проводятся аудиты. Очень важно получать непредвзятую информацию от незаинтересованных лиц о различных элементах системы, о выполнении запланированных мероприятий, о соответствии установленным правилам. Информация, которая получена в рамках аудита, является основой для разработки корректирующих действий (действий, направленных на устранение причины несоответствий) и улучшения системы менеджмента.

На данный момент во многих организациях пищевой промышленности (и не только) планирование, проведение аудитов и контроль за выполнением корректирующих действий происходит с помощью документов Word или Excel. Осуществление аудитов без использования программных решений требует большого количества времени и других ресурсов, а также часто приводит к ошибкам в работе: системным (например, ошибки в алгоритме проведения аудита, ошибки при формулировке вопросов, ошибки в справочной базе) и случайным (например, потеря данных при заведении, технический сбой, ошибки в расчетах. В связи с чем предприятия всё чаще и чаще задумываются об автоматизации этого элемента системы.

Автоматизация аудита систем менеджмента с помощью программного решения позволит повысить эффективность и качество процесса проведения аудита. Одним из таких цифровых решений и является программное обеспечение ПО «GRAIT Audit», разработанное в компании Грэйт (дочерняя компания ИнтерКонсалт) и автоматизирующее проведение любых аудитов систем менеджмента. ИнтерКонсалт занимается разработкой и внедрением систем и инструментов менеджмента «под ключ» с 2005 года.

Общие сведения о GRAIT Audit

Облачное программное решение GRAIT Audit – это продукт, который был создан с учётом лучших практик и передового опыта проведения аудитов.

ПО GRAIT Audit создано для проведения аудитов первой стороны (внутренний аудит) и аудитов второй стороны (аудит внешнего поставщика и / или другой внешней заинтересованной стороны). Для предприятий пищевой промышленности важно проводить аудиты не только своей системы менеджмента пищевой безопасности, но также осуществлять проверки своих поставщиков.

Данное IT-решение для автоматизации аудита систем менеджмента предназначено для:

  • организаций любого размера, любой отрасли, которые хотят оптимизировать процесс проведения внутренних аудитов у себя в компании;
  • консалтинговых и сертифицирующих компаний, призванных помочь бизнесу успешно развиваться;
  • сетевого ритейла для проведения аудита любого участника цепочки поставок;
  • частных аудиторов, которые хотят сократить время на планирование, проведение и составление отчета по результатам аудита.

Программное решение помогает:

  • оптимизировать работу и спланировать процесс проведения аудитов в любой компании в соответствии с международным стандартом ISO 19011;
  • быстро и грамотно провести любой аудит, сформировать понятный и грамотный отчет;
  • определить степень соответствия требованиям международных стандартов систем менеджмента;
  • определить слабые и сильные стороны, конкретные узкие места для принятия решений по формированию стратегии бизнеса и оптимизации бизнес-процессов компании;
  • ускорить обучение новых аудиторов и проводить аудиты специалистами с любым уровнем подготовки без потери качества.

При помощи программного обеспечения для автоматизации аудита систем менеджмента предприятия могут создать неограниченное количество шаблонов своих чек-листов для проверки (например, чек-лист по HACCP, чек-лист по ТР ЕАЭС, чек-лист по ГОСТ, чек-лист по проверке требований Клиента и др.); воспользоваться предустановленным набором чек-листов со стандартными вариантами формулировок несоответствий и рекомендаций (например, чек-лист по HACCP, ISO 22000, ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, FSSC 22000 и др.); разработать детальный план аудита; использовать готовые варианты формулировок несоответствий и рекомендаций с возможностью их правки; контролировать процесс проведения аудита; быстро сформировать общий отчет по результатам аудита с оценкой степени соответствия критериям аудита, с общими и детальными выводами и рекомендациями; сформировать файл со всеми несоответствиями для разработки плана корректирующих действий.

Для планирования, проведения и подготовки заключений по результатам аудита разработан интуитивно понятный интерфейс, который визуально разделен на удобные блоки.

-2

Рисунок 1 – Интерфейс «Главная страница»

-3

Рисунок 2 – Интерфейс «Планирование аудита. Гибкая настройка»

-4

Рисунок 3 – Интерфейс «Ответ на чек-лист»

-5

Рисунок 4 – Отчет в Excel

-6

Рисунок 5 – Сводные результаты аудита по всем объектам аудита в Word

Особенно важно отметить, что программное решение GRAIT Audit содержит примеры готовых чек-листов для предприятий пищевой промышленности (Рисунок 6 – Пример шаблона чек-листа по HACCP), примеры формулировок несоответствий и рекомендаций по требованиям международных стандартов, подготовленных профессионалами. В ПО GRAIT Audit представлены шаблоны чек-листов, которые можно адаптировать для разных отраслей. ПО содержит уже готовые примеры для молочной, кондитерской и мясной отрасли (Рисунок 7 – Пример шаблона чек-листа для молочной отрасли).

-7

Рисунок 6 – Пример шаблона чек-листа по HACCP (фрагмент)

-8

Рисунок 7 – Пример шаблона чек-листа для молочной отрасли (фрагмент)

Одно из преимуществ данного цифрового решения GRAIT Audit состоит в том, что предустановленные шаблоны чек-листов постоянно актуализируются с учётом происходящих изменений и база дополняется новыми шаблонами.

Использование ПО GRAIT Audit позволяет:

  • повысить качество процесса за счет минимизации ошибок при работе с ПО, грамотного планирования проведения аудитов, автоматического расчета оценок аудита, понятного интерфейса отчетов, осуществления контроля в режиме онлайн;
  • минимизировать издержки за счет оптимизации расходов на привлечение сторонних аудиторов (до 80%), сокращения времени на подготовку чек-листов (до 90%) и формирование отчета (до 70%), оптимизации прочих затрат (от 30% до 99%).
  • сэкономить время на планирование аудита (>60%), проведение аудита (>75%), подготовку отчета (>90%), выгрузку отчета (до 99%).

В заключение хочется отметить, что правильное планирование и проведение аудитов в компании очень важны, так как от того, как происходит проверка и какие потом разрабатываются меры контроля, напрямую зависит пищевая безопасность и качество выпускаемой продукции.

Материал: foodsmi.com | Новости и стандарты пищевой отрасли

Иллюстрации: Freepik

#автоматизация #аудит #GRAitаудит #по #программное решение #пищевая безопасность