ГЛАВА 25((Из серии "Хроники старого меломана")
Помню в году этак 1980-ом приобрел я усилитель "Радиотехника-020"( в сущности это аналог популярного тогда усилителя "Виктория") с парой колонок "Радиотехника-35АС-201".И первой пластинкой,которую я прогнал через этот аппарат оказалась группой AC/DC со своим альбомом"For Thouse about to Rock..". Эффект был впечатляющим.Весь хрусталь, который в те времена хранился в модных тогда "стенках" прижался к стеклу и жалобно позвякивал,а вскоре и последовал звонок в дверь.Оказывается соседка ,живущяя через три подъезда(!) от моего, пришла жаловаться,что она не может усыпить своего ребенка.Тогда мне пришлось уступить,но очень ненадолго.В последующие разы я продолжал слушать музыку на очень высокой громкости и мне приятно было наблюдать,как толпа любопытных зевак собиралась под моим балконом наслаждаясь убойными риффами тяжёлого рока.Но,все это в прошлом.Сейчас картина несколько иная,чем было тогда.Соседи по квартире несколько лет не могут продать квартиру т.к покупателям не нравится слишком громкая музыка,которая раздается из моей квартиры.И это при том,что я уже достаточно давно редко ставлю громкость на усилителе больше "12-и часов",а чаще и того тише
Сейчас не те времена да и возраст не тот.Было время,когда моя небольшая комната превращалась в некую " звуковую парилку",а через 3-4 часа интенсивного прослушивания у тебя весь день звенело в ушах..К чему это я клоню? В одной из своих первых тетрадок о музыке за 1978-ой год я нарвался на одну любопытную статью из журнала "Ровесник" под названием " Психологические тайны бит-музыки". Целиком я её цитировать не буду ,но воспроизведу краткие выдержки из нее .Возможно,кому-то из вас это покажется любопытным:
Когда человек слушает музыку в его мозгу происходит синхронизация.Настройка ритмов биотоков мозга и ритма звучащей музыки; тогда-то человек и испытывает положительные эмоции.При отрицательных эмоциях в коре головного мозга возникают десинхронные ритмы.Восприятие музыки основано на вероятном предвосхищении ,как мелодии так и ритма.При этом ритм человеку предвосхищать значительно легче-в силу повсеместной природы ритма в окружающем нас мире.Именно восприятие лёгкой музыки легче восприятия классики,где прогнозировать и предвосхищать надо ещё и мелодию.Восприятие особо жёстких звуков,нагнетающий чрезмерное напряжение при прослушивании бит-музыки оказывается иногда чрезмерно сильным и настолько,что мозг порой срывается с тормозов и человек уже не в силах контролировать свои эмоции.Органы нашего тела,как и все другие внешнего мира имеют свою частоту колебаний,которая лежит в основе диапазона инфразвуковых частот.Когда человек воспринимает инфразвук(именно воспринимает,потому,что инфразвук не слышен) органы тела и сосуды начинают вибрировать,а при чрезмерной силе инфразвука могут и разорваться.Обратимся к музыке биг-бита(музыке"большого удара").Обратим внимание на ту роль,которая отводится усилителям низкой частоты. В первую очередь-это многократное усиление звучания бас-гитары.Благодаря такому усилению, помимо основной роли-обеспечения фундамента гармонии-она выполняет и специфическую роль большого барабана.В нынешних ансамблях микрофоны ставятся перед каждым участником в том числе и перед ударником,поэтому в звуках барабанов,особенно том-тома и большого барабана, опять-таки выводятся на полную мощность низкие частоты.Благодаря такому многократному усилению у слушателя возникает ощущение,что у него начинают вибрировать все внутренности.Конечно смертельные исходы на концертах бит-групп -явление редкое т.к мощности все же недостаточно ,но вот припадки истерии-вещь вполне обычная.Так что, когда поклонники бит-музыки начинают уверять,что она имеет большее эмоциональное воздействие чем классическая музыка,и приводят в доказательство количество людей,падающих в обморок при слушании бит-музыки,есть все основания сомневаться в правомерности подобных доказательств.Некоторые музыканты имеют тенденцию повышать силу звука,полагая,что так тем больше будет "эффект восприятия".В Англии даже родилось соревнование на самую громкую группу,победителем которой оказалась группа DEEPPURPLE.Правда впоследствии они приняли решение снизить интенсивность звука.Менеджер группы Джон Колетта заявил: "Мы не можем закрывать глаза,вернее уши,на последствия".Бит- ансамбли оснащены внушительными комплектами радиоаппаратуры,вес которой может доходить до 40-а тонн.При этом сторонники эффекта воздействия забывают,что слуховая восприимчивость человека,подходя к болевому порогу где-то в районе 110-и дицебел ,дальше уже не растет т.к под влиянием сверхсильного раздражителя клетки головного мозга впадают в запредельное торможение.У большинства людей(в особенности у людей со слабой нервной системой) предел возбуждающего действия не превышает 80-и дицебел.Между тем,как пишет журнал Billboard ,ЭЛТОН ДЖОН отказывается выступать если в момент кульминации интенсивность звука не будет достигать хотя бы 110-и дицебел.Как и в других искусствах,в музыке большую роль играют контрастные сопоставления.Обычно настоящие музыканты не очень высоко ценят тех исполнителей,которые гремят,как пустые котлы.Хотелось бы напомнить золотое правило,что музыка начинается сТИШИНЫ.."
Ну,как вам данная статья?Оказалась ли она полезной и познавательной и как вы сами слушайте музыку? Делитесь в комментариях.До встречи в следующих главах.