«2 копейки серебром» — это не серебро, это медная монета, по своей покупательной способности приравненная к 2/100 от 1 серебряного рубля.
Вес монеты – 20.48 грамма, диаметр – 33 мм, гурт – гладкий.
Монеты с такой надписью чеканились с 1839 г. по 1848 г. Екатеринбурге (12.5 млн), в Колпино под Санкт-Петербургом (4.8 млн), в Нижнем Сузуне под Новосибирском (3 млн) и в Варшаве (нет данных).
Коллекционная цена монеты:
в отличном состоянии (XF) монета Екатеринбургской чеканки (E.M.) стоит около 1 500 рублей, Колпинской (С.П.М.) и Сузунской (С.М.) ) чеканки — подороже, соответственно 2 500 рублей и 3 000 рублей, монета Варшавской чеканки (1848 года, M.W.) — очень редкая и очень дорогая — 200 000 рублей (проход 2018 года).
Если не принимать во внимание раритет чеканки Варшавского монетного двора, эта монета недорогая, но она — знаковая для денежного обращения России XIX века — как раз из-за надписи на реверсе «2 копейки серебром».
Своей надписью монета обязана министру финансов Российской империи, который ее запустил в обращение.
Георг Людвиг Канкрин (1774-1845) был по происхождению немец: родился в Ханау, учился в университетах Гессен-Дармштадта и Марбурга, но в период Наполеоновских войн послужил интендантом в действующей российской армии, за что и получил от российского императора генеральский чин.
Чем запомнился россиянам немец Канкрин ?
- он не брал взяток;
В должности генерала интендантской службы Канкрин прославился урезанием необоснованных финансовых запросов поставщиков для армии и своей фразой: «Я скряга на все, что не нужно».
- он провел в России денежную реформу — так называемую «реформу Канкрина».
В 1823 г. Канкрин был назначен министром финансов вместо коррупционера графа Д.А.Гурьева, и на этом посту ему пришлось проявить не только свою неподкупность, но и, выражаясь современным языком, навыки проектного менеджера — в отсутствие Государственного банка он провел в России денежную реформу серебряного монометаллизма, названную позднее «реформой Канкрина».
В Указе императора Николая I о предстоящей России денежной реформе, обнародованному в июне 1839 г., говорилось:
«Ассигнации будут считаться впредь второстепенными знаками ценности и их курс против серебряной звонкой монеты один раз навсегда остается неизменным, считая рубль серебра в 3 р.50 коп. ассигнациями».
Не только бумажные ассигнации — медные, платиновые и золотые монеты также стали второстепенными денежными знаками по отношению к монетам, отчеканенным из серебра, а именно:
- номинал медных монет стал официально выражался в серебряных рублях;
- номинал платиновых монет стал официально выражался в серебряных рублях;
- золотые монеты стали определять свою стоимость на рынке — в серебряных рублях.
Всего было отчеканено 5 монет с надписью «… копейки серебром»: 1/4 копейки, 1/2 копейки, 1 копейка, 2 копейки, 3 копейки.
Дизайн этих медных монет не был перегружен деталями — написали и изобразили только самое главное.
Аверс монеты 2 копейки 1842 года:
- вензель Николая I;
- императорская корона.
Ещё про Канкрина.
В 1839 г. у министра финансов произошел инсульт и он попросил императора об отставке — не «в связи с ухудшением состояния здоровья», как иногда у нас принято формулировать отстранение от работы проворовавшихся чиновников, а потому, что работал министр финансов на износ по 15 часов в сутки.
Николай I ответил своему министру фразой, которую цитируют все биографы Канкрина:
«Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я».
Канкрин бессменно проработал главой Минфина 21 год — ни один министр финансов в царской России не продержался столько на этой «растрельной» должности, а уж в наше время о таком сроке для руководителя данного министерства как-то и упоминать неудобно: на сегодня А.Г.Силуанов — уже 12-ый министр финансов в РФ с 1992 года.
Ещё о надписи.
На монетах Российской империи можно увидеть инициалы минцмейстеров монетных дворов, но там не бывает инициалов министров финансов.
Надпись на самых многочисленных по тиражу российских медных монетах — «… копейки серебром» — по сути своей является автографом человека, который привел денежное обращение Российской империи в XIX веке к полноценному общему знаменателю — серебру.
Так немец Георг Людвиг Канкрин не только вошел в российскую историю, но и отметился оригинальной надписью на монетах.
Его последователем считал себя Сергей Юльевич Витте, который в бытность министром финансов провел денежную реформу 1895 г.-1897 г. и утвердил в России систему монометаллизма, но уже не серебяного, а — золотого.
👏
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.
Комменты — приветствую.
За репосты — отдельная благодарность!
👌