Найти тему
Радио «Орфей»

Вивальди. Времена года

Классика звучит всюду. В обыденной жизни мы встречаем её чаще, чем в концертном зале. Мы слышим классику на телефонной линии, рингтоне или будильнике, в кино, телепрограммах, рекламе.

Один из самых часто звучащих композиторов — Антонио Вивальди. Его музыку некоторые считают попсой, а Стравинский и вовсе назвал венецианца «скучным человеком, который мог многократно использовать одну и ту же форму».

Синоним к слову Вивальди — знаменитый цикл «Времена года». Он до сих пор остаётся суперхитом и мучает этим музыкантов. Играть в сотый раз «Грозу» — дело изнуряющее. Но публику можно понять. Нам, живущим полгода в анабиозе, без солнца и витамина D, услышать чарующие звуки весны — как глоток свежего воздуха.

Вивальди мастерски использовал музыкальные приёмы барокко. Мы можем услышать пение птиц, лай собак и явления природы. В городах таких звуков не хватает.

Возможно, они были в дефиците и у самого Вивальди. «Времена года» композитор создаёт как бы между делом. Идея изобразить звуки природы появляется у Антонио по пути в Виченцу на премьеру куда более серьёзного сочинения — оперы «Оттон на вилле».

Если бы телефон изобрели при жизни Вивальди, то на звонке стояла бы опера. Знаменитый венецианец прославился именно в этом жанре. Правда, после смерти мастера, закончившего жизнь в бедности, музыка его тоже канула в Лету.

Её второе рождение произошло в двадцатых годах прошлого века. А до этого большая часть творений Вивальди пребывала в безвестности. Потому в следующий раз, когда мы снова услышим «Грозу» на звонке встречного прохожего или линии ожидания, давайте порадуемся. Нам повезло, что эта музыка дошла до наших дней.

#классика повсюду