Сегодня французскому актёру Гаспару Ульелю исполнилось бы 38.
Эту статью я написала полгода назад, и за «вихрем событий» она потерялась во времени. Но не утратила для меня актуальности.
Гаспар Ульель
Теперь, наверно, вряд ли найдётся тот, кто ни разу не слышал или не видел этого имени в новостной строке. И даже странно, что я ничего не знала про этого уникального актёра до его трагического ухода 19.01.22.
Впрочем, как часто бывает, внезапная гибель талантливого человека на вершине его возможностей всегда с лихвой добавляет ему популярности (хотя с «вершиной» тут — в буквальном смысле — выходит совсем уж горькая ирония судьбы). И чем талантливее и моложе ушедший, тем горячее «градус» народной любви.
Несмотря на неожиданные ассоциации (а может, и благодаря им), Гаспар явился для меня оглушительным открытием. В юности он этакий enfant terrible и невероятно напоминает внешне юного же Киану Ривза («Последний день», «Целуй кого хочешь») — при том, что Гаспаровы актёрские способности, надо признать, на порядок убедительнее и многограннее (или просто в Киану Ривзе я после нелепой «Сибири» и других кинокосяков подразочаровалась?).
Иногда зрительный образ Ульеля удивительно перекликается и с нашим великолепным Даниилом Страховым («Девять пальцев») — кстати, замечено не мной, но я полностью соглашусь.
Мятущийся или задумчиво-рефлексивный, но всегда вежливо-интеллигентный, мальчишески-романтичный и ранимый — и вот вам внезапное сходство Гаспара с... трепетно любимым мною Борисом Рыжим (не говоря уже о почти одинаковом шраме и столь же преждевременном уходе в мир иной).
Не скажу, что прежде я была убеждённой поклонницей французских фильмов. «Игрушка», «Леон», «Профессионал», «Фантомас», все части «Анжелики» да комедии с Луи де Фюнесом — вот, пожалуй, и всё, что знала о французском кинематографе до недавнего времени. Нет, ещё можно вспомнить бледную экранизацию «Анны Карениной» с Софи Марсо (но там весь фильм выехал на неподражаемом Шоне Бине, а он британец, поэтому не в счёт; да и от французского кино там только Софи Марсо).
По нескольким более современным лентам меня когда-то впечатлила игра Венсана Касселя — но теперь на моём «пьедестале почёта» его уверенно потеснил Гаспар.
Смотрите и судите сами: «Долгая помолвка», «Ганнибал. Восхождение», «Заблудшие», «Месть бедняка», «Принцесса де Монпансье» et cetera.
Даже в малом жанре — рекламе — Ульель актёрски преуспел (и это по-своему шедеврики, а не расхожее пошлое втюхивание). Чего только стоит срежиссированный Мартином Скорсезе ролик Шанель с категорично-очаровательной репликой Гаспара: «I'm not going to be the person I'm expected to be anymore...»
Таким, судя по всему, он и был — unexpected. Так и ушёл.
Эпилог
Говорят, «поздний» Гаспар не сумел превзойти более «раннего». Не готова согласиться с этим (ещё не все картины с ним видела). Но отмечу несколько понравившихся лент, завершающих фильмографию актёра.
Оригинальна и, безусловно, достойна внимания «Ева». Интересно (а местами пикантно) смотрится «На краю света».
Но особенно цепляет в ряду «поздних» киноработ, конечно, «Это всего лишь конец света» (сколько драматичных и виртуозно сыгранных «молчаливых» крупных планов!) Пророческая роль, увы.
И вообще заметила, что герой Ульеля часто погибает, а в лучшем случае - травмирован (физически, психически) либо обречён. Совсем не хэппи-эндовый актёр, что лишь сгущает вокруг него флёр фатальности.
Поразителен и факт биографии - отец Гаспара по молодости тоже разбился на горных лыжах, но чудом выжил. Совпадение? Возможно. Но весьма жуткое.
Фильмография Гаспара была «на паузе» с 2019 г. Что поделать, обстоятельства (пандемия).
Последним фильмом с участием Гаспара Ульеля стал «Лунный рыцарь» (премьеру которого, как пишут, актёр так ждал). И тут-то закрадывается новая невольная ассоциация — с Хитом Леджером и его триумфальным (оскароносным!) «эпилогом» в «Тёмном рыцаре». Как будто «рыцарство» обязывает к вечности...
#Гаспар_Ульель #актёр
#кино #вневремени
#GaspardUlliel #ГаспарУльель