«Дописать раньше, чем умереть» — так говорил Булгаков в 1929-м о своем романе “Мастер и Маргарита”. И писал его всю оставшуюся жизнь — а оставалось ему 11 лет.
К этому времени все его пьесы были сняты с репертуара, ни строчки не печаталось, на работу никуда не брали, в поездке за границу было отказано. Его творчество не принималось ни властью, ни критиками, ни собратьями по перу.
Еще бы. Сам Сталин негативно отозвался о пьесе «Бег» («антисоветское явление»), после чего травля приобрела уже официальный характер.
Ему советовали написать «коммунистическую пьесу», обратиться к Правительству с «покаянным письмом», но большой писатель не нашел ничего лучше, как в такой ситуации писать «роман о дьяволе». Помните Воланда:
«О чем, о чем? О ком? Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?»
Правки к своему «последнему закатному роману», он делал, уже умирая, практически ослепнув. Тогда он диктовал исправления жене. «Чтобы знали, чтобы знали»...
Что же настолько важного хотел нам передать Булгаков? Перечитывала роман в разном возрасте. И всегда эта книга была о разном. Неизменно одно. На вопрос - о чем этот роман - я бы ответила так: это роман о Вечном.
Этот привкус вечности придает Воланд. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», - это о нем.
Если разобраться - зло — это то, как мы оцениваем происходящее. Споткнулся — зло, уволили с работы — зло, разругался с любимым — конечно зло! А если взглянуть с точки зрения судьбы? Споткнулся — вот шанс стать внимательнее. Уволили — а как бы ты иначе нашел то, ради чего родился? Поссорились? Повод взглянуть по-новому на человека, который так давно рядом.
Мы часто злом называем испытания, с которыми сталкивает нас судьба и которые могут изменить нашу жизнь. А могут и не изменить. Это уж, как мы решим.
Не эту ли работу делает Воланд? Он не добрый, не злой и даже не судья. Он— катализатор, ускоряющий процессы, происходящие в душах. А еще Воланд — зеркало, поднесенное к Москве и ее обитателям.
Ведь не случайно персонажи романа совсем по-разному его представляют. В соответствии с собственной внутренней сутью. Литераторы Берлиоз и Бездомный на Патриарших увидели холеного иностранца. На прохиндея Варенуху напали хулиганы в общественном туалете. Настрадавшаяся Маргарита встретила старого, больного, усталого человека.
А еще Воланд просто всем воздал по заслугам. Каждый получил то, к чему стремился. Кто гнался за шальными деньгами — получил фантики, настоящую цену этих денег. Кто пренебрег ответственностью перед судьбой — получил предсказанную смерть. А кто шел за судьбой, обрел счастье.
Почему же Мастер не заслужил свет, а только покой? Я не знаю. Может быть пойму, перечитав роман в очередной раз? А может, этого покоя так не хватало самому Булгакову?
Он сжигал первую версию романа, носил в кармане пистолет, был на грани нервного истощения.
Как-то Илья Ильф сказал ему:
«Вы счастливый человек, без смуты внутри себя».
Каак? - хочется закричать: «Это он-то — счастливый?» После всего, что ему пришлось пережить?
Но перечитываешь «Мастера» и понимаешь: да, счастливый. Потому что не предал себя. Потому что дописал, прежде чем умереть. Потому что казал все, что был должен. «Чтобы знали, чтобы знали».