Найти в Дзене
Кино без мужа

ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ. ОДА ТРУДУ И ЗАВОДЧАНАМ

Посвящается моим дедушке и бабушке, заводчанам, простым рабочим людям.

Вчера я наконец-то внимательно посмотрела чудесный, невероятный, один из самых культовых и поэтичных советских кинофильмов "Весна на Заречной улице". Этот фильм знаковый для меня. Это любимый фильм моей бабушки, которая вместе с дедушкой вырастили меня, сформировали как личность. "Весну"... я десятки раз смотрела отрывками, потому что бабушка, увидев ее в программе, обязательно включала в означенное время. А я под мелькание ее кадров играла в игрушки, читала книги, делала уроки, переписывала конспекты... Потом откладывала, потому что все хотела сесть и пересмотреть его вместе с бабулей. Но все было недосуг: учеба, работа... А потом границы закрыли, и бабушка перестала к нам приезжать. А меня туда категорически не пускал муж. Как оказалось, не зря. Я думаю, вы поняли, о чем я.

-2

Самое странное, что фильм снимали на заводах Запорожской области... А я всегда думала, что сердце фильма — огромный металлургический комбинат — это ДМК в городе Днепродзержинске (родина Брежнева), где какое-то время жили моя семья и семья моего мужа, где мы с ним и познакомились. Во всяком случае гигантские промышленные постройки, жд пути и паровозы, доставляющие рабочих в цеха, точно такие же.

В центре фильма вовсе не любовь, а зарождающаяся индустриальная мощь юного еще Советского Союза. И эта мощь плавится и отливается в огненных жерлах мартеновских печей. Эти колоссальные, монументальные сооружения, поражающие человеческое воображение обслуживаются рабочими — людьми разного возраста, характеров и судеб. Они из тех, о ком принято говорить "не хватают звезд с неба": с простыми грубоватыми привычками, не знающие в лицо Блока, не слушающие симфонических оркестров.

Но это только на первый взгляд. За плечами этих людей непростые судьбы. Вся их жизнь — это непрерывный, тяжелый труд, который является центрообразующим фактором в расстановке их жизненных приоритетов. Отпахав смену не очень-то хочется сидеть и слушать Рахманинова, чья музыка требует большой концентрации эмоциональных сил и внимания: легче пройтись по морозцу, пощипывая струны гитары. И стихи про Прекрасную Даму не очень тянет читать. Уставшему, правильнее сказать, упахавшемуся человеку, хочется расслабиться, это нормально. И не столько физически, сколько морально. Хочется похохмить, побалагурить в компании старых знакомых, посмеяться от души. Выпить кружку пива, чего уж там.

-3

Тем не менее, заводчане ходят в вечернюю школу. Учатся, стремятся стать культурнее. Переписывают в тетрадки стихотворения великих классиков. Сами пробуют писать стихи. И это не фантастика, не пропаганда, это правдивое отражение жизненных реалий тех лет. Моя бабушка, всю жизнь проработавшая лаборанткой на заводе, так и не получившая высшего образования, — человек необычайно широкого кругозора. Она может поддержать разговор на любую тему, а мысли формулирует так лаконично, изящно и емко, что не каждый преподаватель МГУ сможет с ней сравнится (а я там училась, и пишу это совершенно серьезно).

Дедушка начинал рабочим, а на пенсию ушел мастером участка. Он получил высшее образование заочно, когда ему было уже за 30, если не старше. И он знал еще больше, чем бабушка. Как главный герой "Весны на Заречной улице" разработал какой-то механизм, улучшавший работу на его участке, о нем писали в газете, у бабушки хранится эта вырезка о нем. Когда я маленькая жила у них и приходили их друзья-заводчане, атмосфера этих встреч была необыкновенная: это были людей высокой культуры, разносторонних знаний, истинных человеческих ценностей.

А еще они все были беззаветными тружениками. Для них не было ничего невозможного: починить, смастерить, наладить — вещи выкидывались только в самых крайних случаях. Уже будучи на пенсии дедушка редко бывал дома, а поскольку он был моим самым дорогим другом, редко дома бывала и я. Гараж, сад, клубничник. Везде он ездил на велосипеде, автобусы не признавал — один раз сел, когда уже сердце давало сбои, а "он повез меня кругами по городу, я и вышел". Деда дорожил каждой минутой. Дома он много читал, особенно специальной литературы по садоводству, делал выписки из разных журналов... Приучил к чтению меня. Он первый человек, которому мои читатели должны сказать спасибо за разборы на канале — если бы не он, я бы не имела ни склонностей, ни способностей к литературному труду.

Само слово "заводчане" очень дорого для меня. Когда бабушка рассказывает про своих знакомых, это слово служит своеобразным паролем. Это наши люди, заводчане — своеобразный титул я бы сказала. Они с дедушкой жили в крошечном городке, где все друг друга знают, тем более, что большая часть работала именно на заводе. Но заводчан всегда отличала особая приветливость, сердечность и... интеллигентность.

Позже, когда мы переехали в подмосковное Видное, в котором до сих пор работает Московский коксогазовый завод (Ордена Трудового Красного Знамени Московский коксогазовый завод имени 50-летия Великого Октября) во многих бывших его рабочих я видела те же качества, что в сослуживцах моих дедушки с бабушкой. У нас написано несколько книг-воспоминаний о заводе и его работниках — атмосфера такая же, как показана в "Весне"... беззаветная преданность общему делу, уважение, культурность, порядочность. Ясное дело, что бывает всякое, но преобладают именно положительные качества.

Видное, собственно выросло из рабочего поселка завода. Улицы нашего городка носят имена знаковых для предприятия личностей: Гаевского (первый директор завода), Лемешко. Про Тимофея Игнатьевича Лемешко (1889-1966) надо сказать отдельно. Он был директором подсобного хозяйства коксогазового завода. Территорию предприятия по его указанию засадили тополями, чтобы пух прибивал к земле вредные вещества. А город его стараниями засажен липами и яблонями, сейчас в сентябре яблок там, во дворах, немеряно! А по весне они дружно цветут. В гимне нашего городка есть такие строки

Ты помнишь...
В Видном всё также яблони цветут,
Птицы в садах поют.
Есть такой в России городок красивый
Видным неспроста его зовут

А началась красота с завода...

-4

Поэтому я лично не вижу никакой особой идеологической подоплеки в "Весне на Заречной улице". Этот фильм — ода самоотверженному труду заводчан, стремившихся в кратчайшие сроки нарастить промышленную мощь страны. Показана скрытая от посторонних глаз область жизни, являющаяся центровой осью огромной страны. И оценка просвещенной части общества, часто неверная, предвзятая, никак не влияет на осуществление их ударного, победного труда.

Учительница Татьяна Сергеевна еще слишком молода и в силу этого эгоцентрична. Она — домашняя девочка, которая вместо жизни изучала литературу, поэтому она оказывается не готовой оценить по достоинству своих великовозрастных учеников. Ей кажется, что они свою молодость потратили неправильно (не так, как она), поэтому она держится особняком, постоянно бессознательно подчеркивая свое культурное превосходство.

Несмотря на любовь к симфонической музыке и поэзии Серебряного века, ее собственные суждения о людях и отношение к ним далеко не изящно. Танечка, выражаясь современным языком, не обладает эмоциональным интеллектом:

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

А вот ее ученики им обладают. И Женя Ищенко, пристыдивший молодую учительницу, отчитавшую прилюдно не спавшего сутки новоиспеченного отца Мигулько, и Федя Донченко, написавший удивительно искренние стихи, посвященные другу. И сам Саша Савченко, разумеется. И уж тем более инженер Крушенков. Юра Журченко и вовсе показывает себя опасным манипулятором, способным виртуозно достигать своих нечестных целей, что говорит о его высоком уровне интеллекта.

-5

Как так получается, что простые рабочие парни, в глаза не видавшие Блока, чувствуют и понимают других людей лучше, чем образованная Татьяна Сергеевна, уносящаяся в прекрасное далеко с первыми звуками концерта Рахманинова? Ответ прост и сложен одновременно, как сама жизнь, в водовороте которой эти парни оказались с самых ранних лет. Танечка общалась в основном со ровесниками — такими же благовоспитанными мальчиками и девочками из приличных семей. А заводские ребята работали бок о бок со взрослыми мужиками, которые прошли горнило войны — кто с армией, кто "дни и ночи у мартеновских печей", урывая по 2-3 часа на сон на полу в цехах...

Многие и на завод пришли, чтобы заметить погибших на фронтах отцов, помогать матери поднимать младших братишек и сестренок, как Саша Савченко. Там год шел за пять. И к 25 это были умудренные жизнью, суровым самоотверженным трудом, взрослые люди. Но молодость брала свое, и на уроках после смен, они были не прочь беззлобно пошутить над молодой и такой строгой учительницей. И это был добрый знак, которого она, увы, не заметила: они просто приняли ее в свое общество, такую же молодую, как они, так же трудящуюся, но на своей ниве.

-6

И только во время экскурсии в мартеновские цеха, она наконец разглядела красоту личностей этих отсталых, как ей казалось, людей. И ее ошибку можно ей простить: она наконец увидела, как они трудятся. А труд может вызывать только одно чувство у нормального человека — уважение. Увы, на уроках они не выкладывались так, как у мартеновских печей. Но на то были объективные причины, которые наконец и увидела собственными глазами Татьяна Сергеевна.

Наверное, в этот момент она и поняла (а вместе с ней это должен был понять и непосвященный в нюансы жизни трудового народа зритель), что заводчане — это сверхлюди, способные выдержать нагрузки, которые ей, скромной учительнице русского языка, и не снились. Она ведь, отчитав свои уроки и проверив тетрадки, идет отдыхать — читать книжки, слушать музыку. А они после смен продолжают труд — идут учиться. И глубинная причина, по которой они это делают — это люди, для которых нет ничего невозможного, ничего невыполнимого.

И, будучи воспитанной в семье таких трудовых людей, я знаю, что это правда, а не индустриальная сказочка. Быль. Конечно, надо сказать, что такими были не все до единого, (это показано на примере непорядочного водителя Юры) но преимущество было на стороне тех, кто был порядочен, кто хотел лучшего и достигал этого (инженер Крушенков, Савченко). И эта часть "заквашивала" остальных. Это были великие люди и великое время, наставшее после великой Победы. Они остались безымянными героями мирных времен, но именно благодаря этим людям, страна восстановилась после ужасов войны. И для многих этих титанов труда и духа все началось именно с заводской проходной. Потому что другого пути у них не было:

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
что в люди вывела меня.

Это были настоящие Люди, с большой буквы, которые несли на своих плечах огромную ответственность, по сути, подхватившие ее у тех, кто освободил мир от фашизма. И пересматривая этот фильм, эту бессмертную оду труду, я понимаю, что Советский Союз не просто так был великой державой, сверхдержавой. Его делала таковым основа основ человеческой жизни — самоотверженный, честный, упорный труд.

Благодарю за внимание! Друзья, если статья понравилась, не забудьте поставить лайк 👍🏻. Желаю всем сил, терпения, мужества.