Те, кто бывал в Туапсе, наверняка видели скалу Киселёва (хотя бы на сувенирных магнитиках). Именно в этом городе, в небольшом доме, в конце прошлого века жил и работал над южными, морскими пейзажами художник-передвижник Александр Александрович Киселёв (1838 - 1911). Впрочем, он любил и Кавказ, и Украину, и Подмосковье… Автор спокойно-безмятежных, солнечных картин – вроде бы и в традициях русского реализма, однако светлые блики воды, по которой бежит рябь от ветра, причудливая игра воздуха и света роднит Александра Киселёва едва ли не с Клодом Моне. Детали картин выписаны четко, на совесть (Илья Репин характеризовал их как «цельные» и «простые»), и в то же время нельзя говорить о фотографической точности. Работы – живые, будто едешь на поезде по хорошему месту летом и наблюдаешь их в окно, одна сменяется другой.
Александр Киселёв шел к своему основному призванию непростым путем: сначала – военная служба, потом – недолгая учеба на филологическом факультете, участие в студенческих волнениях, дальше были годы службы в банке. И все это время живопись была в его жизни увлечением, над которым посмеивались знакомые. Все изменилось после встречи с Дмитрием Мясоедовым, предложившим поучаствовать в передвижной выставке в Харькове. Семья у художника была большой, нужно было кормить семерых детей, и только в зрелые годы он принял решение, несмотря на материальные затруднения, всерьез заняться тем, к чему лежит душа.
Ученики Киселёва, среди которых был Илья Остроухов, любили его за деликатность, за то, что он всегда призывал их не бояться спорить с ним и видеть по-своему. Он обладал высокой работоспособностью, которая двигала вперед, заставляя совершенствовать свое мастерство, и никогда не бывал полностью доволен результатом труда. Даже умер Александр Александрович во время работы – над документами Товарищества передвижных выставок за письменным столом.