Мир привычных ориентиров поплыл. Горизонт планирования не дальше завтрашнего (в буквальном смысле) дня, да и то, только у тех, кто в нем абсолютно уверен (когда всё расписано по часам и минутам от подъёма до отхода ко сну). Для остальных жизнь, как в тумане. Уверенности нет ни в чём.
А зря?
Есть константа, которую нужно принять как данность - нас ждут новые потребительские стандарты, и в них не останется места мечтам о новой квартире или уверенности в спокойной выплате взятых ипотек. Население потихоньку нищает, денег становится меньше, как и желания тратить их. Всё, что не относится к выживанию становится излишеством, без которого можно обойтись. Даже если это не коснулось вас лично, подспудное ощущение, что так и будет, сидит в подкорке наверняка, поскольку оно захватило многих, если не всех.
Телеграмм-канал MMI неделю за неделей заунывно талдычит - потребительская активность, «умершая» в мае, признаков жизни с тех пор больше не подаёт.
Последние цифры по динамике спроса такие:
- Рост в номинальном выражении с 13 по 19 сентября на 4.2% против 4.0% и 5.4% в предыдущие 2 недели.
- С учетом уровня годовой инфляции в 13,9% динамика расходов по-прежнему остается в глубочайшем минусе (-9.7%).
- Исходя из динамики спроса на все товары и услуги масштаб провала расходов населения в сентябре будет сопоставим с майским: - 10,1% (против - 9,5% в августе, - 8,8% в июле, - 9,6% в июне).
Проваливаемся в прозябание. Медленно, но уверено. Постылая перспектива, к которой начинаешь привыкать, приноравливаться. Новая нормальность.
Но лишь до 19 сентября, то есть до объявленной 21 сентября мобилизации. Теперь же тоскливый инерционный сценарий можно забыть. Проехали.
Дадут ли последние шок-события ещё одного пенделя падению интереса россиян к покупкам – скорее да, чем нет. Пока мы не знаем, увидим чуть позже. Но что наверняка ударит, даже не по желанию, а по возможностям тратить деньги, так это неожиданный «сюрприз»:
Правительство приняло решение перенести индексацию тарифов на услуги ЖКХ в размере 9% с 1 июля 2023 года, на 1 декабря 2022 года.
Об этом сообщило Минэкономразвития.
Такой звонкий, с оттяжечкой удар по доходам россиян и потребительскому спросу. Это уже второе повышение тарифов на коммуналку в этом году - 1 июля были они были проиндексированы на 2.9-6.5% в зависимости от региона, а теперь вот ещё на 9%. Не хилая такая прибавочка.
Всем ли домохозяйствам будет по карману предновогодний подарок от властей? Не факт. Долги россиян по коммунальным платежам по итогам первого квартала 2022 года достигли рекордной суммы в 804,5 млрд. рублей.
Что, говорите, не тяните, не можете платить, нету денег? Ну, тогда накинем ещё. Получайте.
Монотонное снижение спроса скоро закончится. Не будет больше никакого снижения – нечего будет снижать. Все эти излишества: машина, ипотека, новая бытовая техника или смартфон, поездка на юг (желательно турецкий) – осыпятся как шелуха. А когда их не станет, останутся картошка, спички и соль – вот и весь небогатый набор. Стандартный и предсказуемый список, где нечему падать, разве только расти, на уровень гиперинфляции.
Ипотечная квартира и соль про запас - вещи не совместные, поэтому из списка необходимых трат покупка недвижимость будет вымарана жирным фломастером.
Коротенький список расходов сгладит все статистические колебания и проблема рассосется сама собой. С падением потребительского спроса всё "устаканится". А телеграмм-каналу MMI можно будет заканчивать с публикациями своей депрессивной аналитики.
За ненадобностью...
---------------------------------------------------------------------------------------
👉 Первичка Москвы. Продажи и цены:
СЕНТЯБРЬ: МИЦ 🟢, ЛСР 🟢, INGRAD 🟢, ПИК🟢, Level Group🔴, Самолёт🔴, А101 Девелопмент🔴, ФСК🟢, MR Group🟢(NEW⚡).
АВГУСТ: Донстрой🟢.
✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅
(* Прим. Предлагаю площадку канала, как платформу для всех желающих, которым есть что сказать по теме взаимоотношений дольщиков и застройщиков, а также вообще, о ситуации на рынке жилья).
ЛИЗА
живопись, масло, 40x30 см, 2010
Виталий Ермолаев
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩
Последние публикации канала:
----------------------------------------------------------------------------------------