Страниц: 600
Оценка: 8/10
Первое издание: 2016 г.
Увлекательность: 6/10
Прописанность героев: 9/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 9/10
Эмоции: 7/10
Идея: 9/10
Я долго присматривалась к этому произведению, но подходящее настроение всё не приходило. Я всегда дожидаюсь нужного состояния духа, когда хочу прочитать что-то из восточной литературы, особенно — китайской. Всё дело в культурном провале между нами и ними, из-за которого нам книгу читать несколько сложнее, чем соотечественникам автора. И вот настроение пришло, и я могу рассказать, что скрывает под своей обложкой «Кокон».
В центре истории писательница ставит двух людей: мужчину и женщину. Она начинает историю с конца: они знакомы с детства, но не виделись долгие годы. И, неожиданно встретившись, они открывают бутылку вина и начинают свои монологи, рассказывая о своих жизнях даже до знакомства и открывая все карты.
На самом деле, их история началась до их рождения, ещё с их дедушек. Во время культурной революции на дедушку Чэн Гуна напали. Сначала избили, а потом в голову вбили длинный гвоздь. Этот гвоздь не убил, но оставил дедушку навсегда в вегетативном состоянии. Когда Чэн Гун узнал об этой истории, в его голове навсегда поселилась мысль, что нужно найти преступников, это совершивших.
Жизнь самого Чэн Гуна тоже не заладилась: мама отдала его в семью его отца и навсегда исчезла. Так Чэн Гун стал жить со сварливой тираничной бабушкой и запуганной тётей, которая панически бежит от любых перемен.
В детстве Ли Цзяци тоже можно найти мало хорошего. Её родители познакомились в деревне: отец приехал туда по программе «Образованная молодёжь едет в деревню» и там встретил её мать. Однако брак не был счастливым: сначала семья отца не приняла его выбор. Затем не по этой причине последовал развод. А девочке не хватало внимания отца, его любви, поэтому вся её дальнейшая жизнь была построена поиске фигуры отца в других мужчинах и маниакальном стремлении узнать об отце больше.
В этом романе много переплетающихся событий, но главная идея заключается в том, что та история, случившаяся в далёком прошлом, до сих пор влияет на жизнь героев. На сайте douban, где искала информацию о дате первой публикации, я нашла такую мысль, что роман рассказывает о передаче травмирующих воспоминаний из поколения в поколение, с чем полностью согласна. В «Коконе» одно поколение травмирует следующее, и, видя главных героев, мы понимаем, что они эту эстафету не прекратят. Каждого из героев здесь что-то гложет, мешает нормальной жизни и толкает на поступки, негативно влияющие на других людей.
Здесь нет ни одного положительного персонажа. Поступки и мысли Чэн Гуна и Ли Цзяци говорят о темноте в душе, что оба они окончательно запутались и, наверное, никогда не найдут выхода. Но при этом мы, читатели, понимаем, почему они так поступают, хоть и не одобряем этого. Мне нравится такой подход. При этом у меня не было какого-то тотального отвращения и желания помыться после книги, как иногда бывает: например, так у меня было с «Хирургом» Степновой. Да, герои неприятные, но понятно, почему они такими выросли.
Мне очень понравился сам формат книги: жизнеописание двух людей, начинающееся в детстве, которое эти двое рассказывают друг другу. Измученные, уже немолодые. В их словах нет ни капли надежды, но вместе с тем нет и гнетущего ощущения безнадёги.